Монголия



Моноголия Места силы

  с четверг, августа 1, 2019 по вторник, августа 20, 2019
  0 день
  0


 

Внедорожная экспедиция по территории западной Монголии с посещением различных природных и духовных достопримечательностей, в частотности: озеро Толбо-нуур, пустыня Гоби, каньон Хэрмэн-цав, монастырь Эрдцени-дзу, вулкан Хорго, озеро Хяргас-нуур и многих других мест.

Вся информация по поездке доступна на отдельной странице http://www.vnedorog.ru/mongolia 



Монголия 2011: описание маршрута

 
  0 день
  0



Ну что сказать в завершение?
Дался мне этот отчёт очень непросто, писал долго и нудно.
Конечно, я надеюсь вернуться в Монголию и не один раз. Лично мне Монголия понравилась, в принципе ничего неожиданно - непредсказуемого не увидел. И местность и люди, всё понравилось.
Что касается езды, дорог, машинок и прочего.
Дороги есть, если целенаправленно не искать приключений, то всё едется, дороги вполне приличные. Перевалов много, также много дорог с поперечными уклонами, 25 градусов поперёк - обычная дорога. Там где мы ездили - средняя высота 1800 - 2200 метров над уровнем моря.
Машинки нужны простые, прочные, неприхотливые, с шноркелями + не имеющие в Монголии проблем с запчастями. Внедорожная подготовка - вторична. Система охлаждения должна быть в идеальном состоянии. Турбодизель - это очень хорошо, но не критично.
Каждый экипаж должен иметь свой запас запчастей, топлива 1500км, воды 15л/человек и еды 5 дней. Перегоны между заправками 250 - 450 км, но лучше не лениться и доливаться.
Резина - любая МТ, АТ, но желательно иметь две запаски и пару камер + умение и опыт самостоятельного монтажа баллона. АТ будет рваться чаще, но если сильно не стравливать давление, то резина АТ вполне жизнеспособна. Большие колёса не нужны, достаточно 33".
По генштабу можно ездить, но иногда надо думать, то есть смотреть по сторонам и на топографию в целом - не зачем ломиться через хребет если его можно объехать.
Мобильная связь есть во всех центрах, как аймаков (области), так и сум (сомон)(районы).
Деньги можно менять в банках, можно на рынках (курс лучше), самое надёжное и быстрое снять в банкоматах.
ДТ - есть, качество нормальное (роснефть), про бензин ничего не знаю.
При наличии спальника - проще ночевать в машине, отпадают размышления про ветер, дождь и холод.
Ночёвки лучше искать хотя бы за час до заката, местность рельефная в темноте можно ошибиться. Нет никакого смысла играть в прятки с монголами, если им надо, то они к вам приедут, на лошадках и мотоциклах, видят и слышат они очень хорошо. Всё барахло на ночь следует убирать, дабы не искушать.
Компаньоны - должны быть единомышленниками.
Путешествие в Монголию выглядит на глобусе так

А это вид собственно на монгольскую часть маршрута

или так с основными точками



Монголия 2011: дни 15-16

 
  0 день
  0



День 15.
С утра моросил мелкий приятный дождик и было достаточно прохладно не более +15. По местности - плоская котловина (дно древнего УвсНуура) чувствовалось, что впереди море. Горы отступили, появились бескрайние плоские каменно-песчаные плато, иногда прикрытые травой.

И вот показался УвсНуур. естественно я полез купаться, как обычно гж. По ощущениям - просто фантастика. Воздух чуть прохладный, +15, вода - теплейшая +18 - +20, не особо солёная, лёгкая волна, впечатление, что приехали на море. Даже на душе полегчало.
[b]49 59,3652 N 92 42,5490 E[/b], 750 м над уровнем моря
Увс Нуур, я обязательно приеду сюда ещё




Перегон от УвсНуура до Улангома небольшой

Не доезжая до Улангома километров 25, у меня сдох второй преобразователь 24/12, к сожалению заметил поздно, но всё таки заметил - ток заряда более 30А, напряжение прыгало 26 - 30В, пришлось менять колодку и пару предохранителей в цепи заряда, то есть предохранитель 40 А выдержал, а колодка обгорела, поставил в цепи параллельно пару предохранителей по 30А, сейчас живёт в этом виде - нормально.
Улангом древний город, здесь отдыхали караваны, с одной стороны тяжёлый переход через пески, с другой стороны переход через горы. Въезд в город стоит 500 тугриков выезд тоже 500. Была суббота, банки были закрыты, но банкоматы вполне успешно функционировали. Там же, рядом с банком зашли пообедать в кафе [b]49 58,6806 N 92 4,1688 E[/b], по обычаю насытились до отвала (отличная национальная кухня), пообщались с хозяйкой и она любезно предложила отвезти нас на рынок на её машинке, наши аппараты остались стоять перед кафе. Что нас интересовало всё нашли, а интересовала нас монгольская продукция, которую вне Монголии купить сложно. Ну конечно же в первую очередь искали одеяла из верблюжки, всё остальное потом.
Рынок Улангома, здесь есть всё, здесь пахнет вечностью


Модники отоварились, довольны, деду за Серёгиной спиной тоже такую же шляпу хочется


Там же на базаре Улангома мы расспросили про состояние дороги в Цаган Нуур, потому как нам несколько раз говорили, что прошли сильные дожди, АлтанГадасныГол, ХавцалГол, БухМурэнГол сильно поднялись, уралы пройти не могут. Знающие люди подтвердили, что действительно вода пошла как весной. Нам предложили альтернативный путь через Ульгий, мне даже пришлось записывать, но в итоге дорогу нашли и вполне приличную. Улангом, пер.УланДаба, пер. БайрмынДаба, шахты Хотгорын, АчитНуур, прижим КобдоГол, Ульгий
Серёга исхитрялся снимать во время движения и изнутри и снаружи

Ждёмс, на перевале Байрмын, очень уютно - падает крупа с дождём

МПС ползёт осторожно, торчащие камни его враги

Надо выйти, размяться

Холодно, ветер, крупа

Вот такие дорожные указатели есть даже на перевалах

Посёлок углекопов Хотгорын, который снабжает углём западную часть Монголии

А вот и уголёк, не только в отвалах, но и вся дорога усеяна углём

Шайтан Арба, в красной пыли

Горы, реки - красотища


У Антона в машине всё чистенько и пристойно

Счастье оно совсем рядом, просто взрослые проходят мимо



Ночевали под скалой, в том же самом месте, где стояли с немцами. Правда приехали уже затемно, дул сильный ветер, был лёгкий минус, крупа летела горизонтально.
Морозное утро, горы поседели

[b]Лагерь_11 49 30,4128 N 89 32,1894 E. Пробег 480,76 км.[/b]
Встали пораньше, приехали на переход первыми и соответственно самыми бестолковыми - по воскресеньям переход не работает, Гы!
Делать нечего, поехали узнавать насчёт быстрой еды и возможных развлечений. Там и познакомились с Шурой, она из Дархана, вдова уже 6 лет, помогают и племяница и дочка с мужем. По русски говорит, кормит вкусно, всё очень чисто. В Дархане, в советское время, работала водителем. Ездила в том числе на уазе, самостоятельно перегоняла машинку из Ульяновска в Дархан, с ностальгией вспоминает те времена. Русские стараются останавливаться у неё, есть ещё постоялые дворы, но они казахские и там не очень чисто...
Наши парни решили отоспаться, отдохнуть, а мы с женой решили сгонять в Ульгий погулять по базару и вообще, спокойно осмотреть окрестности. До Ульгия чуть больше 100км и уже через полтора часа мы меняли рубли на тугрики рядом с базаром. Немного удивил базар - в 10 часов утра народу практически не было, публика начала собираться только после 12 дня. Собственно у нас было две независимых задачи - купить презервативы и поискать золотые изделия в традиционном монгольском стиле, которые я видел на базаре Улангома.
Начали с презервативов: захожу в аптеку, там молодая девица английский и русский не знает, спрашиваю по русски
- презервативы есть?
- угуй (нет),
продолжаю
- а кондомы есть?
- угуй (нет),
- ну хорошо, а гандоны у вас имеются?
- тийм! (да)
Спрашиваю - монгольские? аутентичные?
- тийм!
Оказались действительно монгольские, толстые и прочные.
Насчёт золота тоже всё было непросто и неоднозначно. Поскольку в Ульгии живут в основном казахи, то слово алтын они понимают, казалось бы всё просто, ан нет. Но мы и здесь не пропали - познакомились с казашкой, учительницей английского языка и она нам устроила экскурсию по городу. Посетили все лавки и ларьки где могут торговать приличным товаром. Ювелирные изделия требуемого качества и фасона нашли, но размеры! размеры такие, что я мог спокойно засунуть два своих пальца в женское кольцо! О как! В общем остались без золота и хрен с ним.
На обратной дороге к Шуре, заехали в Цаган Нуур (озеро Белое) и искупались в одноимённом озере. Дно мерзкое - ил, поскольку купались гж, то быстро подтянулись монголы и монголки на лошадях и мотоциклах, сели на берегу и стали молча на нас смотреть. Яне всё это очень не понравилось и мы поехали дальше - немного покатались по дороге и по перевалам которые объехали в предыдущий день. Ну и к вечеру мы вернулись в гостиницу.
Переход Ташанта, монгольская сторона, на пороге гостевого домика Шуры, на завтрак ждём бозы

А это уже вечером, в юрте у Шуры. Зула и Яна. Мы подружились и Шура позвала нас ночевать к себе, в юрту

Моя жена и мой никогда неунывающий друг.
Ну чего тут сказать? повидали, побывали, но частичка себя осталась где-то там и тут понимаешь, что этот этап уже в прошлом. Она такая - грусть скорого расставания

Лагерь_12 Шура. Переход Цаган Нур. Стоянка, гостиница, еда и просто душевный человек. 49 36,2196 N 89 27,7938 E Пробег 210,16 км

 

А ещё было возвращение домой. С экипажем МПС мы расстались в Кош Агаче, Антон спешил на работу - бизнес, что поделать. А по нашим планам выходило, что у нас есть ещё неделя, из них 4 дня дороги до Москвы, соответственно оставалось 3 свободных дня - как бонус + возможность "дать на работу телеграмму", что я задерживаюсь на неопределённый срок. Мы с Яной подумали и решили съездить/сходить под Белуху и ещё заехать к родственникам в Кыштым. Но судьба она непредсказуема и изменчива. Созвонившись с сестрой, получил не очень приятные известия - оба родителя серьёзно приболели. Все наши планы рухнули и через 4 дня - в четверг вечером мы были в Москве.



Монголия 2011: дни 12-14

 
  0 день
  0



День 12.
Встреча на дорогах Монголии! Да, такое тоже бывает, иногда, то что не может случиться, случается - мы встретились опять. Смотрите фотки и так всё ясно.







Антон - бизнесмен, управляет делами по телефону из любой точки земного шара.

Всё гряное и пыльное, но штурман не сдаётся - бодрячком.

Заехали в Тосон Цэнгэл покушать хуушуры и выпить цая.

Федералка

В шайтан Арбе полно свободного места, на марше супруга исхитрялась отдыхать в спальном отделении...

В Монголии тоже есть чёрные копатели, разграбленное захоронение

Одинокий верстовой столб, значит мы на федеральной трассе

Вообще не разгибается, одно слово - маниак!

Цаган Ула, скульптура в парке культуры и отдыха

На окраине Мурэна увидели две ремонтирующиеся нивки, подъехали предложить помощь. Оказалось ребята едут из Измира (Турция) в Улан Батор. На одной нивке развалился диф РК, в Мурэне нашли запчасти, к нашему приезду уже всё перебрали и ставили РК на место. К тому моменту у них пошёл уже второй месяц путешествия, первая серьёзная поломка. Порощались поехали дальше в Хатгал.
Мурэн

В Мурэне нет водопровода, вода продаётся вот в таких домиках, 30л - 2 руб.

Между Мурэном и Хатгалом повстречал родную сестру БэЖэ, тех же годов выпуска и такую же коксующую на подъёмах. Монгол увидев нас тоже остановился, на каком языке говорили - не помню, но говорили свободно, теперь жалею, что не сфотографировались.
Уже в сумерках въехали в Хатгал. Пост где берут деньги за въезд в заповедник уже не работал - то есть там никого не было, а шлагбаум был открыт, в ночи искали ночлег на берегу Хубсугула и нашли на восточном берегу, по западному берегу одни дома отдыха.
[b]Лагерь_8 50 31,7124 N 100 25,0644 E. Пробег 475,45 км.[/b]
День 13.
Выехали поздно. С утра я чего-то приболел, резко (за 10 минут) поднялась температура под 40, наелся таблеток, покемарил пару часиков и поехали. Решили, что время ещё есть - так что можно ещё покататься по Монголии. Двинули в сторону Ташанты через Мурэн, ЦаганУла, Улангом, по северной дороге. Монды, Байкал и Иркутск оставили на следующий раз. На обратном пути заправлялись в Мурэне. В тот день все события были для меня как в тумане, ехал медленно и аккуратно, через силу.
С утра пришёл хитрый монгол, сидел курил, улыбался

На берегу Хубсугула


Черепаха

Подводная лодка

Лес, настоящий лес с грибами и ягодами

Впереди Мурэн, а на переднем плане, в чистом поле сидит девочка и какает.

Опят Мурэн, пригороды

Циклопическое сооружение с синей крышей - дворец борьбы в Мурэне

Спуск с перевала в долину ДэлгэрМурэн

Степь за Муреном

Именно в этой степи, была пробита задняя интерка, камень попал между колесом и рессорой, увы.
Ночёвка, правда, уже утро, опять все спят

[b]Лагерь_9 49 35,9124 N 98 52,4076 E. Пробег 248,25 км.[/b]
День 14.
С утра проснулся более менее здоровым, заехали в ЦаганУла и отремонтировали пробитое колесо. После чего спокойно поехали в сторону Улангома.
Дорожки приятные, машинки попадаются очень редко, если посмотреть на карту, то ехали вдоль границы с РФ
Нам куда-то туда

Вокруг ходят дожди, нас помочило пару раз но несильно

Супруга стала немного понимать в навигации, глядя на роут, уже почти не ошибалась, куда поворачивать направо или налево, вероятность правильного ответа составляла 50%.
Штурман - где мы? Всё пропало!

Нашлась

Животное

Вода впитывается в песчаную дорожку очень быстро

Песчаные дорожки, очень мягкие, скоростные - идти можно сотку, но коварные - иногда из песчаной колеи может выкинуть, так что расслабляться нельзя

Редкий участок дороги - прямая колея, обычно колея пробивается уазами, а уазы редко ездят прямо


Монгольский дальнобой, гружённый железом уже не первый день сидит в этом ручье . Развороченная морда - последствия дёрганья тракторов. Трактора все сломались, тягач тоже. Скоро приедет подмога, ни капли уныния - жизнь продолжается.

Пески АлтанЭлс (Золотые Пески) в этом году покрылись зеленью и барханы заснули, когда идут дожди пески зарастают травой, когда зимой мало снега и лето сухое барханы оживают

Там за грядой Тыва, в прошлом году ехали с другой стороны


Каменная дорога после БарунТуруна, вокруг ходили грозы решили вставать до начала дождя

Немного не доезжая до ДзунГоби, в заросших травой дюнах, встали на ночёвку
[b]Лагерь_10 49 53,9034 N 93 52,9152 E. Пробег 448,14 км.[/b]



Монголия 2011: дни 9-11

 
  0 день
  0


 

День 9.

С утра отказалась заводиться Шайтан Арба, то есть она заводилась, но сразу глохла - завоздушился ТНВД. Единственная возможная причина - замена топливного фильтра накануне, хотя целый день проблем не было. Пришлось прокачать топливо, попутно выяснилось что подкачной работает, но криво. Как выяснилось в последующие дни, действительно проблема была в подкачном насосе, он не держал топливо, а при пуске двигателя, ТНВД хватал порцию воздуха и этого было достаточно для таких выкрутасов. В дальнейшем проблема рассосалась сама собой.
До БаянХонгора ехали по старой дорожке, она не так сильно разъезженная, как новая, но и скорость поменьше, то есть была возможность посмотреть вокруг.


Это добыча соли.
В солончаке откапывают ямы, в которые набирается рапа - она тёмного цвета

Через некоторое время рассол покрывается слоем соли

Подходят монгольские мужики и лопатой снимают эту соль, получаются вот такие кучи

Худо бедно, днём были в БаянХонгоре, поменяли деньги, заправились и начали думать куда и как ехать дальше.

Это БаянХонгор, бетонные плиты явно советского происхождения. Баян - значит богатый, богатство.

После долгих рассуждений куда дальше ехать на Юг (в Гоби) или на Север (например на Хубсугул) пришли к консенсусу, что забиваем на Гоби и едем в Мурэн и на Хубсугул, хусим, как говорят японцы.
В БаянХонгоре заправились, поменяли (сняли) деньги, посмотрели карты, пообщались с местным населением и решили проехать короткой дорогой прямо на Цэцэрлэг. Из Баянхонгора вдоль ТуйнГол, ЭрдэнэЦогт, верховья ТуйнГол, пер. ХолСаяынДаба, Тусгалт, Булган, Цэцэрлэг.
Но уже на выезде из БаянХонгора у нас начались проблемы. Выяснилось, что МПС может перезжать речки глубиной по колено, не больше. На первый брод угрохали 2 часа. Тойота ползала по речке взад вперёд, Антон с берега оценивал глубину, с горем пополам нашли какую то немыслимую траекторию по которой МПС переправился на другой берег.
Речка.

 


Verfluchte МПС

Вскоре по вполне приличной дорожке доехали до ЭрдэнэЦогт. Открылся замечательный вид на монастырь в широкой долине. Монастырь общий план

Монастырь, дерево

Ступы

На другом берегу речки копошились две машинки. Когда мы подъехали к броду эти машинки уже вылезали на наш берег. Вылезли, пообщались - немец на трёхосном пинце и канадец на ХэЖэ75.
Иносранцы и их машинки

Из разговора с ними выяснили, что 150 км от Цэцэрлэга они едут уже 4-й день, но они и по грейдерам передвигаются очень неспешно 100 - 150 км в день. Основные трудности дороги на Цэцэрлег глубокие броды и верховые болота. Причём 75ая с ноздрёй проходила легко все препятствия, основные проблемы были у пинца, воздухозабор у него без шноркеля, внутри кузова на уровне груди взрослого человека и пилот боялся гидроудара, а в болотах пинц просто тонул. Парни покачали головами и с недоверием посмотрели в сторону МПС, резюме - это не проедет. Поскольку у них были проблемы с едой и шнапсом мы по быстрому распрощались с ними и они рванули в БаянХонгор, им надо было успеть до закрытия магазинов.
Как раз в этот момент речку форсировал табун лошадей, Шайтан Арба переехала по следам табуна на другую сторону речки, в двух местах капот целиком уходил под воду. Антон, глядя на переправу сказал, что он туда не поедет. Verdammt! Вернулись в сторону БаянХонгора, встали на ночёвку.
Мне очень нравится смотреть, как лошади переправляются через горные реки. Ниже по течению в шахматном порядке встают самые сильные и рослые лошади, потом идут жеребята, когда они не достают дна и их сносит вниз, они начинают упираться в стоящий ниже ряд сильных жеребцов, при этом сзади их тоже опекают и нежно подталкивают вперёд. Процесс исключительно отлаженный.
[b]Лагерь_5 46 16,8090 N 100 43,6416 E. Пробег 331,77 км.[/b]
День 10.
Дык.
Поскольку короткая дорога на Цэцэрлэг оказалась для нашей славной компании непроходима, то было принято решение ехать на Север западнее. Был намечен следующий маршрут: БаянХонгор, БаянОбо,пер.АматДаба, пер.ХагийнДаба, пер.ЦаганДурэлдж, Чулут, Тариат, пер.СолонготынДаба, выход к р.ИдэрГол, ТосонЦэнгэл, пер.ХалдэанСоготынДаба, ЦаганУла, БурэнТогтох, Мурэн, Хатгал, Хубсугул. А дальше решили смотреть по ситуации.
Вот. И поехали.
Лошадку зачистили

А вот и чистильщики

Монгольская степь и коровки, коровки

Шикарная дорожка можно валить сотку

Штурман читает мантры, святая обязанность любого штурмана в Монголии и не только в Монголии


Камни Монголии, очень красивые останцы

И монастыри, с паркингом

Очир, он ещё помнит русский язык, ездит на ижаке, патроны для него самая большая ценность, одноногий - с протезом.


Опять степь и горы

Захоронение

Выехали из дождя, в горах поливает, успели

А вот вдруг и лиственницы появились

Мы приехали оттуда

Ближе к вечеру нашли лагерь на опушке листенничной тайги. По китайски - тайга всего лишь лес. Душевно поспали.

Лагерь_6 47 58,6254 N 100 22,8996 E. Пробег 326,95 км.

 

День 11.
Чултын Гол после вчерашней непогоды в горах вздулся и превратился в селевой поток



Сумын Гол, лиственницы растут на граните

Тариат, ждём хуушуры, а слюнные железы работают то исправно...

Петрович

Перевозка юрты с собачкой на головасте

Сытые и довольные мы выехали из Тариата, на берегу СумынГол решили остановиться пофотографировать. К нам, стоящим на обочине, подъехал микроавтобус, из него вышла приятная женщина средних лет и обратилась к нам на правильном английском языке. Она предложила подъехать к ней в юрту и покататься на лошадках. После коротких раздумий мы естественно согласились.
Первое знакомство с Таньгой

Таньга

Выяснилось, что она привезла своего американского учителя к себе в гости. Семейство у неё большое и дружное, земля на берегу озера выкуплена для ведения туристического бизнеса, а её основные клиенты немцы, французы, американцы. Общались мы с ней сначала на английском, но постепенно она вспоминала русский и в конце концов заговорила - не очень хорошо, но вполне понятно.
Зимой она преподаёт английский язык в университете УланБатора, а летом принимает иностранцев на своей фазенде. Дети шпарят на английском, про русский язык ничего не знают вообще.
Дед, которого она привезла собой, оказался профессором из Кливленда, мы с ним очень мило пообщались. В своё время он 20 лет отпахал на Аляске школьным учителем, преподавал ВСЕ предметы для всех возрастов, поскольку был единственным учителем во всём поселке. Как он рассказывал и на Аляске, и на Алеутских островах до сих пор много русских фамилий. Потом он уехал на континент, преподавал в Кливленде. Сейчас живёт и работает в Шанхае и Бейджине, преподаёт английский язык. С Таньгой у них очень тёплые отношения, она ему как дочь, он ей сильно помогал во время её учёбы в штатах. Как я понимаю таких "детей" у него огромное количество, очень душевный дед. Вообще-то, он хотел сделать ей сюрприз - приехать к ней в гости без предупреждения, но с ним случилось несчастье, на китайско монгольсой границе у него пропали все вещи и деньги, хорошо, что остался паспорт. Добрые люди помогли ему добраться до УланБатора и позвонили Таньге. Болтать то я ним болтал, но сфотографироваь не догадался, а жаль.
Между тем, в юрте нас угостили кумысом, и предложили выбрать лошадок для покатушек. Моя жена сначала упиралась, но в итоге переговоров мужественно согласилась составить нам с Сергеем компанию в нашем променаде. Антон же, по непонятным причинам, остался сторожить машины и юрту...
Для меня большим откровением оказались монгольские лошадки, покатавшись всего час, хоть чуть-чуть стало понятно, как монголы легко завоевали пол-мира. Мне достался достаточно резвый жеребец, но за 10 минут я с ним обо всём договорился, слушался он меня идеально, выносливый, быстрый и конечно же - умница. Монголы правильно воспитывают своих лошадей и детей. Ребёнок в 4 года уже уверенно сидит в седле. Лошади очень чувствительные, понимают движение пальца и прекрасно слушаются.
Серёга он такой, пытается подружить двух женщин

Ну вот, ничего страшного

Уже едем, однако супруге досталась самая ленивая и самая пердючая кобылка

Таньга, человек с двумя высшими образованиями (европейское и американское), приросла к лошадке, вот что значит монголка.

Антон хохмит над хозяином, пишет ему на спине йодом - "mongol". В этой ситуации был виноват я, хозяин пытался меня догнать, увы, на склоне его лошадка упала и слегка его придавила, я уж извинялся, что поделать.

Точка фазенды Таньги 48 9,2232 N 99 45,1002 E.

 

Люди хорошие, гостеприимные, у Сергея есть имейл Таньги. За катание на лошадках с нас взяли по 5 уё. Там всегда помогут, можно расслабиться, отдохнуть, покушать, пообщаться, сходить (съездить) на рыбалку, в общем нормальное место и правильные люди.
Кстаити, и дети и взрослые очень уважают наши обычные ириски - тянучки. Те конфеты, которые у них продаются, в основном, китайские, поэтому я объяснил Таньге как делать ириски самостоятельно, то есть открыл национальный секрет по варке сгущёнки.
Пришло время расставаться

ЗЫ: а Серёга монголкам очень понравился! бабушка даже предлагала ему остаться, вот такой он человек.
Каменная обезьяна на страже

Скальные выходы

Нашли ночёвку недалеко от Идэр Гол.


В общем, в тот день ничего толком не проехали - день развлечений. А ночью кое-кого ждало ещё одно развлечение. Когда сладко спишь в машине, то ничего не слышно, другое дело - палатка. Серёга с утра поделился своими впечатлениями, говорил, что кто-то приходил и дёргал ручки МПСа. Он шумнул - люди ушли. Вот так.

Лагерь_7 48 39,9018 N 98 50,2836 E. Пробег 213,43 км.



Монголия 2011: дни 7-8

 
  0 день
  0



День 7.

По нашим планам в этот день мы должны были доехать до Алтая, стартовали поздно, в девятом часу утра, где-то через час, доехали до речки Тугрэг Гол, мост был размыт, весь транспорт переправлялся в брод. Переехали речку,



отъехали немного вниз по течению и, глядя на монголов, устроили мойку-постирушку. Я очень жалел, что именно здесь не устроили ночёвку, место показалось достаточно комфортным 47 28,1916 N 92 13,9608 E. Потеряли час, двинули дальше на Восток.

Вскоре, в тойоте стуки впереди слева усилились. После осмотра стало понятно, что верхние резиновые опоры передних амортизаторов (австралийские) пришли в полную негодность, хотя все резинки перед выездом проверял и заменял. Заменённые, оригинальные резинки, пережили Монголию, и живут прекрасно по сей день. Из найденного неподалёку обрывка флиппера вырезал и установил шайбы вместо оригинальных, на починку ушло полчаса.


Вскоре дорога начала подниматься из котловины на плато. По состоянию дороги было видно, что недавно прошли сильные дожди, лужи подсохли, по степи пробивали русло новые реки.


Доехали до селения Дзэрэг.

На окраине селения увидели буддистский монастырь, ну и естественно попёрлись внутрь.




Серёга подлядывает - снимает

Штурман рыщет в поисках поживы

И только Антон охраняет покой монастыря на входе

После монастыря в Дзэрэг, начался достаточно длинный перегон по ненаселёнке, то есть следы зимних стоянок были видны, но юрты исчезли полностью.



Зато стали попадаться верблюды.


На вопли жены – ух какие хорошенькие, давай посмотрим поближе, я не стал возражать, свернул и сказал - нет проблем, давай подъедем, дышите глубже… После этого случая, она верблюдам уже не умилялась, да и к остальной живности стала относиться с настороженностью.
В районе 46 31,8906 N 95 19,0614 E (бригада Сондултай) выскочили на новый, строящийся грейдер, скорость резко увеличилась, но по мере продвижения вперёд, грейдер начал приходить во всё более унылое состояние. Тем не менее, через час показался Алтай. Заправились ДТ, побродили по Алтаю, сориентировались и двинули на перевал в сторону Гоби. На выезде из города стояла полицейская машина с двумя полицейскими и некой девицей непонятного предназначения. Никто из них не говорил ни на каком языке, кроме монгольского. Достаточно долго они пытались выяснить, куда и зачем мы едем. По бумажной карте, тыкая пальцами, показали им наш предполагаемый маршрут и вроде, полицейские не были против нашей дальнейшей поездки. Помахали друг другу ручками и поехали на перевал. За час до заката начали искать место и уже в сумерках поставили лагерь в отрогах небольших гор.

[b]Лагерь_3 46 3,9678 N 96 36,9468 E. Пробег 463,94 км.[/b]
День 8.
Встали, неспешно оделись, позавтракали. Место показалось мне не очень приветливым – всем снились какие-то не очень приятные сны, а кто-то вообще не спал. Кроме того, ещё ночьюслегка приболел Антон.
Автопортрет на фоне сборов.

Вообще в Монголии снились удивительно яркие запоминающиеся сны, уже вернувшись домой, стало понятно, что чего-то не хватает – не хватало ярких сновидений.
Из предгорий дорога вырвалась в широкую котловину, слева и справа хребты, посредине солёные озёра и болота.


Заметно потеплело до +35, растительность и местность оказались весьма живописными.



Штурман уже учёный, одет как надо.

До Бегера 100 км проскочили очень быстро, ощущение, что завтра – послезавтра мы обязательно будем в Гоби, крепло. Но, как говорится, гладко было на бумаге… На въезде в Бегер нас поджидал полицейский автомобиль, опять с двумя парнями в полицейской форме и непонятной девушкой. И они опять не знали никаких языков кроме монгольского (фантастика!). Используя жесты, немногочисленные известные нам монгольские слова и конечно бумажную карту потихоньку начали вникать в ситуацию. Район закрыт, проезд далее невозможен, объезд тоже невозможен, эпидемия скота – то ли ящур, то ли сибирская язва.

И самое печальное: во-первых, район очень большой, во-вторых, закрыт наглухо и надолго. Судя по размерам района, становился проблематичным проезд в Гоби даже по южной дороге из БаянХонгора. То есть получалось, что заехать в Гоби мы можем только через запад, ГурванТэс. Однако, начали чесать голову и думать что делать (извечный вопрос).


Получалось, что нам для заезда в Гоби требовалось сделать крюк более 1000 км.
Штурман заметно погрустнел. Это было много даже для наших темпов… Жесть. Делать нечего, всё равно дорога закрыта, надо возвращаться.

Обратная дорога до Алтая показалась вечностью.



Во второй половине дня вернулись в Алтай, заправились ДТ и питьевой водой, в первом попавшемся дугуйзасваре я купил б/у тойотовские резинки для амортизаторов и двинули на Восток, в БаянХонгор. Сначала ехали по основной трассе, но к вечеру, начав искать место для ночёвки, забрали к Северу на старую дорожку, заночевали в распадке.
Это лагерь утром

А это моя тень, все ещё дрыхнут, а солнце уже высоко! пора ехать

[b]Лагерь_4 46 8,1300 N 97 45,6342 E. Пробег 299,33.[/b]



Монголия 2011

  с суббота, июля 23, 2011 по вторник, августа 16, 2011
  0 день
  0



В отчёте использованы фотографии Сергея Лысенко Snowflake http://www.ls78.ru/ и кое что из моих фоток. Сергей по обыкновению много снимал на фото и видео, обещает, что скоро будет фильм, пожуём - увидим.

Первые мысли поехать в Монголию, пришли более 10 лет назад, но всё как-то не складывалось, то одно, то другое. Конечно, главной проблемой было время - отпуск, по рассказам моих знакомых требовалось не менее полутора месяцев на такое путешествие и то считалось, что лучше иметь запас неделю другую, иначе, по их мнению, надо быстро и много ехать. У меня возникали сомнения насчёт правдоподобности таких сроков, но ехать просто так без разведки, наверное, было немного самонадеянным. В 2009 году, будучи на Кольском полуострове я принял решение для начала хотя бы прокатиться по Алтаю – съездить на разведку. Захотелось простора, больших перегонов, локальные выезды по европейской части стали совсем печальны. В 2010 году в составе достаточно пёстрой компании (4 машины) поехали на Алтай, съёздили на плато Укок, домой вернулись через Тыву - Хакассию. Разведка показала, что дороги вполне приличные, до границы с Монголией реально доехать за 3 – 5 дней без особой гонки, характер местности – хорошо знакомое среднегорье. И вроде как получалось, что можно было уложиться в 3 недели. Оставался вопрос по транспорту и составу команды. Почитал отчёты, посмотрел фотографии. Исходя из возможного отпуска в 3 недели и имеющихся ресурсов, стало примерно понятно, куда можно доехать и что посмотреть. В планах значился переход границы в Ташанте, Ульгий, Ховд, Атай, заезд в Ущелье Отшельников в Гоби (в переводе с монгольского гоби значит пустыня), посещение центральной части Монголии Каракорум, с возвращением мимо Хубсугула через переход Монды. Также были намечены запасные варианты движения. Мною были нарисованы предполагаемые роуты маршрутов, приблизительно посчитаны расстояния, после чего собственно началась подготовка. Для этого выезда был приобретён автомобиль 22-х летний ТЛК БэЖэ75, такой, чтобы в случае чего, его было бы не жалко бросить, за полгода машинка была приведена в порядок, но это совсем отдельная история. Вкратце можно сказать, что при подготовке упор делался на надёжность в дальней дороге - электрику, подвеску, систему охлаждения двс. Как итог – машинка проехала 13 ткм из них 4 ткм по Монгольским дорогам. Конечно, были мелкие неисправности, которые устранялись на месте, главное – машина ехала сама и с большим запасом прочности. Всего стартовало два экипажа мы с женой Яной на БэЖе (Шайтан Арба) и Антон (Борт388) с Сергеем (Snowflake) на новом МПС. Я несколько раз спрашивал Антона, как называется его авто, оказалось, что сей аппарат не имеет ни имени, ни названия, а этого нехорошо, ну поскольку хозяйского имени не было, то мы называли его просто - Гаджет. Налепили наклейки. Поскольку мы люди культурные, то и ездили от министерства культуры.
Собрали экспедиционное барахло, запчасти, инструмент, закупили продукты и 22 июля тронулись в путь. День 1. Выехали из Москвы по М7 в ночь с пятницы на субботу, 23 июля. Дачников – тьма, движение было очень плотное почти до Владимира. За субботу прошли порядка 1300 км, и вечером заночевали в мотеле, не доезжая 50 км до Уфы. День 2. За второй ездовой день прошли Урал (удачно проскочили мост под Миассом) и заночевали за Ишимом в Абатово. Парни спали в гостинице, мы в машине. День 3. На третий день (в ночь) добрались до Барнаула 1100 км. Сергей заранее заказал гостиницу, так что отоспались с комфортом. День 4. С утра, в Барнауле поменяли масло, пообщались с Михаилом – другом Сергея (Миша спасибо), купили мелочёвку в супермаркете и неспешно тронулись в сторону Алтая. Сростки, дом где родился Шукшин.
Ночевали уже под Акташом, на Катуни, рядом с лагерем каякеров.
День 5. В Кош-Агаче заправились топливом, постояли в очереди на границе, познакомились и пообщались с дойчами на мотоциклетках, угостили их чаем.
В БэЖэ помещается много чего ценного, в частности, найти чай и бутерброды - обычное дело.
Немцы ехали по 60CSx, но и бумажными картами пользовались. У них никаких роутов и треков не было вообще, гарминовская карта очень убогая. Я им пытался объяснить про ози и карты, откуда это всё берётся, вроде, как дошло.
Без особых проблем перешли границу и вот мы в Монголии, те же горы и те же дороги
Ещё на границе, в очереди договорились с немцами, что встанем общим лагерем, поужинаем шнапсом, так сказать, культурно пообщаемся. Что, собственно говоря, и произошло.
Ближе к вечеру к нам подъехали и подошли этнические казахи, коих полным полно в западной части Монголии, им тоже налили по стопке, казахских детей угощали конфетами.
Когда начало темнеть прибрали стоянку и безмятежно завалились спать.
Лагерь_1 49 30,4176 N 89 32,1816 E.
 

День 6.

С утра обнаружилась пропажа некоторого нашего имущества. По обыкновению, на улице оставили столики и вымытую посуду – на просушку. Никто, никогда, нигде не посягал на эту дребедень. То есть ночью, эти или другие ссученные казахи украли всякую мелочёвку, которую не убрали в машину. Украли алюминиевые столики, посуду из нержавейки, термос и главное нашу герму с частью обуви, чёрный гермомешок лежал глубоко под машиной, и увидеть его ночью было просто нереально. То есть они присмотрели всё и выбрали при свете, ночью пришли и брали только то, что им нужно. Ночью они пытались приоткрыть дверь машины, но я подумал, что это наши товарищи шутят, высказался, чтобы шутки оставили до утра, всё затихло. Чурки без понятий, вообще. Scheisse! Впредь, устраиваясь на ночлег в Монголии, ничего из имущества на улице не оставляли, вообще ничего, даже пипифакс, а машины закрывали. С утра позавтракали и вместе с немцами поехали по близлежащим юртам пытаясь выяснить судьбу нашего шмурдяка. При попытке объясниться с местными скотоводами, когда разговор доходил до вопросов о краже они сразу переставали понимать и махали руками вдаль, де мол оттуда нехорошие люди пришли и туда же ушли. Они то, прекрасно знали, кто приходил в наш лагерь и что взяли, но валяли дурку – «моятвоянепонимай», абсолютно бесперспективное занятие. В общем, мы плюнули на потери и не стали терять даром время, распрощались с немцами и двинули дальше в Ульгий. Люди – будьте бдительны, не расслабляйтесь. Прощальная фотка с попутчиками.

Зайка - Кристина

Штурман Мартин

Красотка Сю (Сюзан)

Командор Рене.

Первый монгольский перевал.

Невероятный асфальтированный участок дороги перед Ульгием

Доехали до Ульгия, поменяли деньги (настоящие тугрики, большие пачки денег!), купили недостающую обувь, заправились ДТ порядка 39 руб/л, дальше ДТ было дороже. Потеряли очень много времени и только во второй половине дня выехали в сторону Ховда. Встреченные нами в Ульгии, московские мотоциклисты

рисовали нам ужасные картины о предстоящих бродах и каменистых дорогах, но, ничуть не испугавшись предстоящих трудностей, мы двинулись вперёд. Местность живописная, перевалы, долины, дорожки приятные, скорость можно держать довольно высокую.

Пересыхающее озеро с рапой.

Толбо Нуур, рядом с озером остановились на перекус.

Кушаем пейзажно...

БэЖэ в пампасах

Мпс

Серёга пользуется любой остановкой, чтобы чего нибудь поснимать.

Мой пьющий штурман.

Пейзажно, техническая остановка.

Нас догнали иркутские парни на ТЛК, остановились, болтаем о том о сём, они едут на Восток, потом на Север через Монды домой в Иркутск. Монголия для них - дом родной.

Шиферка, на самом деле, достаточно качественная дорога.

К вечеру доехали до Ховда, пограничный камень

Заправочка.

Не волнуйтесь! ДТ прекрасное!

Ховд

Нам туда. Асфальт 500 м на выезде из города, говорит о том, что город большой.

Сначала были идеи заночевать на берегу озера Хара Ус Нуур, но внимательно посмотрев на карты и на местность, стало ясно, что берега болотистые и к воде всё одно не подъехать, поэтому ночевали в стороне от дороги, в старой балке.

Лагерь_2 47 47,9640 N 91 54,8766 E. Пробег 345,86 км

Подписка на RSS - Монголия