Россия сквозь века
Экспедиция "Россия сквозь века" через всю Россию по Маршруту Москва-Магадан-Владивосток!
Страница поездки
- Подробнее о Россия сквозь века
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Экспедиция "Россия сквозь века" через всю Россию по Маршруту Москва-Магадан-Владивосток!
Страница поездки
Пафосность момента выхода на старинный тракт несколько потерялась среди свалки города Кытлым. Пробираемся сквозь кучи мусора и выходим к началу Бабининского тракта.
В эпоху "царствования" на Урале Строгановых, Россия вдвое увеличилась в размерах за счет присоединения Ермаком Сибири. Кроме военных троп понадобились пути торговые. И вот посадский человек, Артемий Бабинов, решил проложить такой путь из Урала в Сибирь, а по сути из Европы в Азию. По одной из версий, Артемий Бабинов тайком проследовал за группой манси, которые пришли из Сибири, с верховьев реки Туры, в Чаньвинскую пещеру с жертвоприношением. По другой версии он прошел этот путь вместе с ними, не таясь, и что вроде как они даже помогали ему найти более удобный путь. Как бы то ни было, суть остается одна: была мансийская
тропа с верховьев реки Туры к Чаньвинской пещере, что находится на реке Чаньве. И Артемий Сафронович Бабинов, уроженец села Верх-Усолка, воспользовался именно этой тропой и сделал из нее дорогу. Бабиновская дорога сыграла огромную историческую роль в судьбе России. Ее совершенно заслуженно называют дорогой, создавшей Россию. Именно по ней шло освоение Сибири и даже Дальнего Востока. По меткому замечанию пермского писателя Алексея Иванова, Бабиновский тракт как скрепа соединил азиатскую и европейскую части России, сделав из удельного княжества Империю и великую державу.
Цитата с http://northural.ru/article/babinovskaya_doroga/
Действительно, в свое время это была основная дорожная артерия, соединяющая Московию и Сибирь. И именно по ней доставляли пушнину из Сибири в Москву. Лукавить не буду, возможно, непосредственно по самому тракту мы не шли. Если точнее, то дорог тут много, и в разные годы он мог идти по-разному. По некоторым данным от Кытлыма Бабиновская дорога шла на Растес, а позже выходила в Соликамск (в свое время это была вотчина Строгановых - очень крупный по тем временам город). Этот путь более трудный, по болотам. Но главное, мы все равно смогли увидеть те же красоты той же местности. Наш маршрут как раз пересекал этот путь в середине, но мы пошли по более накатанным дорогам - время поджимало, на все про все у нас был один день, и мы должны были пройти маршрут без потерь.
Дорога представляла из себя каменистую дорогу по лесу – тут явно часто ездят.
Едем на заднем приводе, любуемся красотами. Вот и снова мы добрались до другого континента, здравствуй, Европа.
Дорога по-прежнему прекрасна, вьется петлями по склону горы.
Выезжаем на грейдер, думаем, как ехать – по треку через кучу бродов или по еще одному треку, но вроде бы как в объезд всего. И там, и там по спутнику дорожка видна. Навстречу Камаз, спрашиваем как проехать в Пермскую область, но он точно не знает. Могу путать, но Камаз как раз приехал с Растеса - значит там уже грейдер, мы ничего не потеряли.
Решаем, что пойдем на броды. Речки мелкие, но их много. Часть проходим ходом, по части Андрюха разведывает фарватер.
Места больше всего напоминают заброшенный карьер. В голову лезут мысли об урановых родниках и зашкале счетчика гейгера. На самом деле, это следы работы драги - возможно, тут добывали золото.
Вот что мы нашли в интернете уже после поездки:
"Карпинск расположен в зоне прохождения ураноториевой гряды, непосредственно в зоне тектонического разлома происходит выход в воздух радиоактивных газов (радон). Основным источником радиоактивных газов является почва. Значительны размеры техногенных нарушений: угольные карьеры, дражные нарушения ландшафта после добычи россыпных месторождений золота и платины в руслах рек.
12 июля 2006 года правительство Свердловской области подписало соглашение с ФКА, по которому территория Карпинского и Североуральского городских округов определены как районы падения второй ступени модернизированной ракеты-носителя «Союз-2».
Хорошо, что нам на голову ничего не прилетело. А радиацию выведем народными методами. Итак, пробуем пойти по треку по лесу, но дорога начинает уходить в расколбас, явно понадобится лебедка. Уже вечереет, прикидываем возможные варианты маршрута. По спутнику река в этих местах бесконечно петляет, много ручьев, рукавов и стариц, а в конце нас ждет брод через основное русло. Но деваться некуда, сегодня надо ехать до конца этого апокалипсиса, иначе неясно, как быть завтра - вдруг придется возвращаться в объезд. Снова бесчисленные броды, но все едется. Вот и главный брод. Разведываем, вроде мелкий, проезжам и встаем лагерем на берегу. Дров нет, местность пугающая.
Созваниваемся по спутнику с УАЗом. Оказалось, у парней все плохо - они по прежнему под Североуральском, УАЗ совсем не едет. Делаем разные предположения, в чем может быть проблема. Парни хотят утром снова ехать на сервис, менять топливный насос - вроде бы он не качает. Желаем им удачи.
Уже когда стемнело, вдали начали раздаваться звуки работающих моторов, то УАЗик, то грузовик. Как-то не очень приятно... кого носит в такой глуши в час ночи (по местному). Настороженные, ложимся спать.
Утро, ранний подъем, звонит будильник, но Андрюха что-то вяло просыпается. Как оказалось, он уже "просыпался" сегодня. Он говорит, что около шести утра заслышал приближающийся оглушительный лай собак. Возможно, собаки гнали зверя по узкой просеке, на которой мы и стояли. Не хотелось быть затоптанным лосем. Андрюха говорит, за минуту развел костер "из воздуха" (дров-то особо нету). Но, к счастью, все обошлось, никакие звери нас не растоптали и не сожрали.
Завтрак, быстро собираем вещи и в путь. Дорога просто прекрасная - сухой каменистый грейдер. Через некоторое время приезжаем к широкой реке и броду - на берегу стоят жигули. Видимо, они ехали в объезд вчерашних бродов.
Перебираемся через приток Косьвы, речку Тыпыл. На другом берегу развалины сгоревшей деревни с названием Лесоучасток - судя по всему, когда-то была зоной. Едем парально Косьве, виды дух захватывают. Наконец-то горы, глушь. Вот тут бы постоять денек-другой, красота. Хотя и повстречали Ниву около реки - дорога вполне проходима для стандартной нивы.
Основная проблема - большие ямы от ручьев, недоприводу тут не пройти.
Доезжаем до деревни Верхняя Косьва, она находится на другом берегу реки.
Альпийские виды - полная умиротворенность.
Только опоры ЛЭП не очень вписываются в этот рай.
Так и не поняли, жилая деревня или нет - вроде все заброшено, но на берегу ходил мужик с удочкой да еще стояли водники.
По идее отсюда тракт шел на Яйву. Но едва заметный уходящий "в никуда" отвороток не сулил ничего хорошего, уже время за полдень, впереди более 100 км неизвестно чего. Выбрали более накатанную дорогу. И въехали в Пермский край. Никаких табличек или знаков не было.
Дорога оказалась весьма скучной. Рельеф сменился - горы стали скрываться за густым лесом. Первые десятки километров дорога была более-менее приличной.
Сеанс спутниковой связи с коллегами - они по-прежнему чинятся, стоят около Серова.
Но чем дальше, тем более глубокие канавы стали попадаться на пути. Приходится медленно проползать такие места, в паре мест приложился защитой бака. Счет канав переваливает за 3й десяток.
Большинство мостов через крупные реки-ручьи разрушено, и приходится ехать в объезды через броды.
Глубина небольшая, но вот после бродов приходится обратно забираться на высокое полотно дороги. Подъемы порой крутые. В одном месте видели залитую маслом землю - кто-то неудачно приложился о камень.
Едем час, второй, третий, а дорога только хуже. Ужасно изматывает.
Навстречу попались УАЗик и Урал. Местами дорога позволяет даже разогнаться. Дорога ползет через бесчисленные спуски и подъемы.
Перекус.
Ответное фото для Отшельника.
Уже ближе к поселку Северный Коспашский дорога стала совсем плохая - мокрая глина, включаем полный привод с пониженной. Наконец-то въезжаем в поселок. Поразительно, тут дороги выложены брусчаткой, неужто отсюда на Москву "напасть" пошла?
Ну вот и закончились наши оффроудные маршруты, хотя до Москвы нам еще пару дней пути.
Едем по брусчатке почти до Кизела - довольно большой городок.
Почему-то город произвел неприятное впечатление на Андрюху. Обед, подготовка Хавчика к асфальту.
По пути множество рабочих городов.
Порою даже встречаются красивые виды.
Небольшая фотосессия у дороги - прощание с горами.
Доезжаем до Чусового. Уже почти ночь, "успеваем" на шиномонтаж. Шиномонтажник долго матерился после того, как вскрыл колеса - станок, помещение, даже площадка на улице - все было в глине. Долго мыл колеса, собрал наконец.
Долго ищем, где бы встать на ночевку, хочется на берегу либо Чусовой, либо Камского водохранилища, но повсюду дачи. В итоге ночуем в глухом лесу чуть в стороне от дороге - самая отвратительная ночевка.
Утром встречаемся с Ачем. Андрюха QZMN едет с ним - ему надо попасть в Москву до воскресенья. А УАЗ, увы, еще под Серовом. Оказалось, что у него была замята трубка топливопровода. Поменяли, он чуть поехал, но потом опять сник. Забегая вперед скажу, что парни меняли почти все на уазе, по пути горели, до Москвы ехали с канистрой в салоне, откуда и питали (в баках что-то засорилось).
Мы же бодро чешем 90-100 км/ч, проходим Пермь, уже в ночи Киров, встаем в прекрасном месте за Котельничем на берегу мелкой речки, но зато в сосновом лесу.
Следующий день целиком посвящен грустной пилежке по асфальту. Около 3 утра доезжаю до дома, паркую Хавчик под окно и спать.
Итак, по трясучему грейдеру мы продолжили свой путь.
Лес по-прежнему мешает снимать горы.
Очень хотелось забраться наверх на Вогульский камень и сверху, с гор посмотреть на всю красоту, но коллеги наотрез отказались. У Есаула не было тормозов (как позже оказалось, и почти всего УАЗа), у Ача лопнула пружина. Что ж, в следующий раз.
Доехали до реки, закрыли машины и пешком поползли вверх вдоль речки. Наша цель - Жигаланские водопады.
Первый каскад находится довольно близко от начала пути. Лезем по тропе.
Водопад не очень большой, но очень красивый. Описывать смысла нет – пусть хоть фото попробуют передать часть увиденного.
Андрюха Кузман даже искупался - вода ледяная.
Покорители скал.
Залезли еще повыше, виды сверху на водопад.
На следующий верхний каскад мы не полезли, уже вечерело. Встали лагерем в стороне от грейдера на организованной поляне. Нам было нужно место для ремонта. Я занялся завальцовкой трубки на ГТЦ в УАЗе. Видимо, от тряски на грейдере она лопнула. Инструмент для завальцовки у меня был, да вот беда – трубка слишком тонкая. Пришлось наматывать проволочку. Со второго раза течь перестало. Долго прокачивали тормоза, но так и не добились идеала. Ач что-то монстрячил со сломанной пружиной. Лишь Хавчик ничего не требовал. Только чуть-чуть доработали (просверлили электродрелью от инвертора) бензопилу, чтобы натянуть нестандартную, более длинную цепь. Мы решили, что Ренг и Уаз поедут по асфальту, а мы на Хавчике вдвоем с Андрюхой пойдем на Бабиновский тракт. Что нас там ждало, было неизвестно, на всю дорогу всего 2 дня, но уж очень хотелось. Да и врдя ли будет хуже, чем уже было.
Ставим на зарядку все средства связи.
Otmorozen решил спать в гамаке. Подходящих деревьев не было - пришлось растянуть гамак между машин.
А потом началась Лямца. Для тех, кто не в курсе, Лямца - это такой поселок на берегу Онежского полустрова. А при чем тут Урал? А при том, что на пляже Белого моря близ Лямцы у нас была дневка и случился безумный угар с элементами водкинга. И тут, на Урале, все пошло почти по тому же сценарию, правда, водки у нас почти не было – канистра по преступной халатности частично вылилась. Поэтому мы собирали все запасы спиртного, что были в закромах и тут же их выпивали. В общем, наконец-то снимали "стресс", накопившийся за предыдущие дни пути. Что-то пели под гитару, пытаясь вспомнить слова. Постоянно ржали над чем-то. А под конец от нас (точнее, от Ача) стали улетать палатки. Нет-нет, вы не подумайте, что все было так плохо – просто место лагеря находилось в долине гор, и тут дули очень сильные ветра. Ночью спали под содрогающейся от ветра палаткой. Под утро полил дождь, даже гроза, но Otmorozen, который спал в гамаке, натянутом между машинами, этого даже не заметил.
Утром еще раз садимся за карты, оцениваем шансы, рассказываем маршрут коллегам на всякий случай.
Торжественное прощание, мы с Андрюхой стартуем раньше остальных.
Долго пилим по разбитому грейдеру.
Вот, собственно, и граница континентов. Ура, мы добрались! Фотографируемся. Метим территорию Азии и пилим до Североуральска.
На асфальте начинается шимми после 70 км/ч – в руль сильно бьет. Это оказалось из-за дисбаланса в колесе – в шину попало много глины, когда мы разбортировались. Приходится ползти 60 км в час. Большие закупки в магазине - за прошедшие полторы недели тушенка и дошираки уже в рот не лезут, хочется чего-то иного. Сворачиваем в сторону города Карпинск – встречаются старинные здания. Движемся по грейдеру в Кытлым. Кстати, тут полно каких то тывимских названий поселков: Кытлым, Тылай, Кизел. Навстречу много груженых лесовозов.
В поселке много современных зданий, похожих на гостиницы или дома отдыха.
Правильная техника.
Андрюха повел меня в объезд Кытлыма по дороге из бетонных плит. Виды
кругом красивые.
Но плиты завели нас в тупик карьера. Зато мы увидели
нашего старого знакомого – шагающий экскаватор.
Панорама.
Пришлось вернуться к поселку и ехать точно по треку. Итак, мы вплотную подобрались к историческим местам, где пролегала старинная дорога, соединяющая Московию с Сибирью. Но об этом в следующем отчете.
Итак, мы стремительно приближались к поселку Ныроб. Еще за день мы планировали сделать дневку, но после звонка в Москву вдруг выяснилось что уже суббота, а не пятница (как нам казалось). Это ж надо было так заотдыхать...
Но несмотря на это, мы решили посетить одно место под название Ветлан. Про него нам сказал Ach, но что там и, главное, где оно, ни он, ни кто-то иной не знали. Поехали искать то, не знаю что. Местный нам сбивчиво рассказал, как проехать к этому самому Ветлану. Но дорогу объяснил очень примерно. И главное, мы не очень знали, что мы ищем. В итоге поплутали по полям, не понимая куда ехать.
Встретили НИВУ – они тоже ищут этот самый Ветлан. Решили съездить к реке – вдруг он там.
Там оказалась толпа водников на катамаранах, в основном теток с детями, которые обедали.
Они нам и показали тропу и рассказали про потрясающий вид со скалы. Итак:
Камень Ветлан — геолого-геоморфологический объект, представляющий собой почти отвесную систему утесов, начинающуюся на высоте 40-50 м от уреза реки с наивысшей точкой 263 метра над уровнем моря, общей протяженностью 1750 м. Находится на реке Вишера в 8 км от г. Красновишерска. В окрестностях Ветлана отмечено 18 видов сосудистых растений, занесенных в Красную книгу Пермского края. С Ветлана открывается вид на реку Вишеру и Полюдов камень.
http://wikipedia.org
Туда-то мы и полезли по тропе. Тропа весьма крута, но лезть не далеко. В
конце начинаются скалы с очень крутым уклоном, лезть надо, зацепляясь за
корни деревьев.
Но тяжелый подъем стоил затраченных сил. Наверху есть небольшая площадочка с отвесным обывом, с которой открывается потрясающий вид на реку, горы и тайгу.
Панорама со смотровой площадки. Под ногами обрыв.
Пока стояли, Андрюха Отшельник разговорился с местным проводником-водником. Он весьма удивился тому, что мы смогли пройти из Коми, он бывал в тех местах. И он кстати подтвердил, что лет 20 назад действительно была дорога от Дия в сторону Вишеры, но даже тогда она начала зарастать.
Время поджимает, пора ехать дальше. Снова пыльный грейдер. Проезжаем большой поселок Нароб с огромной зоной в центре. Заправляемся, правда, заправщица сказала, что заправляют только своих почему-то, но тем не менее проблем не возникло.
От Нароба начался асфальт, быстро долетаем до Чердыни. Городок маленький, но много старинных зданий, жаль время поджимало.
Перед городом красивый вид на огромную гору вдали.
Едем по шоссе на Красновишерск. На въезде в город кафе, туда мы едем обедать (по местному времени ужинать). Тут на 2 часа больше, чем по московскому времени – с нашим «совиным» графиком это очень сильно вредило. Наконец-то удалось побрится в туалете, а то начал походить на боевика Алькаиды.
Очень долго закупаемся в местном супермаркете, даже милиция приехала и с интересом за нами наблюдала. Был вечер выходного дня - видимо, оттого на улицах было много быдловатого вида молодежи. Мы покинули город. Сразу за городом снова грейдер, не самый лучший, но весьма сносный. Много встречных машин. Держим путь в сторону поселка Вая, около 100км. Стемнело, благо едем вдоль реки. Свернули в одну из отвороток, место уже занято, но чуть поодоль оказалась полянка в кустах на берегу, встали там.
Утром народ даже полез в реку, оглашая пустнный берег ужасающими криками.
Решили заехать в Вая, она находится в нескольких километрах дальше отворотки на наш маршрут через Урал. По пути остановились на фото и видеосессию около моста через Вишеру. Места здесть портясающей красоты.
В Вае оказался магазин «на все случаи жизни» с доброй продавщицей. Удалось купить даже свежих огурцов и помидоров. Заправки в Вае нету.
Покатили на Золотанку, небольшой поселок, где и кончается грейдер. Точнее он повернул в сторону, мб и куда то дальше идет, но нам прямо... через ручей и вдоль реки Улс. Но это уже следующая длинная история.
Вид перед оффроудом.
А дальше был оффроуд...
Продолжение следует.
Все меньше и меньше остается «белых» пятен на карте джиперских маршрутов. Карелия, Кольский, Онежский, Мезень теперь уже стандартные варианты внедорожных экспедиций. А это значит, что пора двигаться дальше и открывать новые пути. Конечно же, это должен быть север и конечно вне дорог. А еще лучше горы. Именно всем этим условиям и удовлетворяет Северный Урал.
Отчет о поездке опубликован в журнале Полный привод 4х4, февраль 2012 | |||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Северный Урал — один из самых глухих и труднодоступных районов Уральского хребта, это часть Уральских гор, простирается от Косьвинского Камня и соседнего с ним Конжаковского Камня (59° с.ш.) на юге до северных склонов массива Тельпосиз, а точнее, до берега реки Щугер, огибающей его с севера. Медвежий Угол — так называется одна из его вершин. Севернее Ивделя, Вижая и Ушмы почти нет населённых пунктов и, соответственно, дорог. К горам с востока и запада подступают непроходимые леса и болота. Климат здесь уже достаточно суровый. В горах много снежников, которые не успевают растаять за лето. Встречаются и пятна вечной мерзлоты, причём до широты Конжаковского Камня.
http://ru.wikipedia.org
Почти за год мы начали готовится и собирать информацию о маршрутах из Европы в Азию, благо старинные тракты там есть. Конечно, очень хотелось попробовать перевалить на другой континент где-то «высоко» на севере, мб даже на Приполярном урале. Но увы, анализ показал, что ни сибиряковский тракт, ни зимник Приполярный-Агришь, ни какие-либо другие дороги летом на стандартно подготовленном неэкстремальном внедорожнике пройти нельзя. А иные варианты (на квадрике, пешком и т.п.) - это не наш метод. Но поиски в сети дали результат – есть вариант. Это старинный Якшинский тракт с Печоры на Каму. Информация о его внедорожном состоянии совсем скудная – когда-то по нему 6 дней рубились пермяки, когда-то его с ужасом описывали два мотоциклиста. Наиболее интересным оказался отчет человека, прошедшего тракт на полноприводном ЗИЛе. Но как там пойдут машины на 33м гудриче, было неизвестно. А неизвестность очень манит.
Но Якшинский тракт не переваливает через хребет, а ведь именно это и было нашей целью. Переваливать было решено от поселка Золотанка в сторону Североуральска. Тоже полное отсутвие инфы о дороге и ее состоянии (забегая вперед скажу, что дорога оказалась весьма непростой).
Возвращение было запланировано уже по более известному маршруту, по местам старинной Бабиновcкой дороге, очень интересной с исторической точки зрения.
В эпоху "царствования" на Урале Строгановых, Россия вдвое увеличилась в размерах за счет присоединения Ермаком Сибири. Кроме военных троп понадобились пути торговые. И вот посадский человек, Артемий Бабинов, решил проложить такой путь из Урала в Сибирь, а по сути из Европы в Азию. По одной из версий, Артемий Бабинов тайком проследовал за группой манси, которые пришли из Сибири, с верховьев реки Туры, в Чаньвинскую пещеру с жертвоприношением. По другой версии он прошел этот путь вместе с ними, не таясь, и что вроде как они даже помогали ему найти более удобный путь. Как бы то ни было, суть остается одна: была мансийская тропа с верховьев реки Туры к Чаньвинской пещере, что находится на реке Чаньве. И Артемий Сафронович Бабинов, уроженец села Верх-Усолка, воспользовался именно этой тропой и сделал из нее дорогу. Бабиновская дорога сыграла огромную историческую роль в судьбе России. Ее совершенно заслуженно называют дорогой, создавшей Россию. Именно по ней шло освоение Сибири и даже Дальнего Востока. По меткому замечанию пермского писателя Алексея Иванова, Бабиновский тракт как скрепа соединил азиатскую и европейскую части России, сделав из удельного княжества Империю и великую державу.
Цитата с http://northural.ru/article/babinovskaya_doroga/
В интернете также не оказалось подробного описания, лишь различные отчеты о рубилове по тем местам.
Именно такие задачи мы поставили перед собой. И мы осуществили все задуманое, хоть и далось оно нам не просто. Шесть человек на 3х внедорожниках без экстрмального тюнинга (колеса до 33х) прошли из Европы в Азию через Северный Урал. Путь оказался весьма непростым и по факту не соответствовал тому, что ожидалось.
Состав экспедиции:
Toyota LC70 | Jeep Wrangler | УАЗ типа "Хантер" | |||
|
|
|
|||
BFG MT 33x10.5, лебедк. | BFG MT 33x12.5, лебедка. | Simex Extreme 32x10.5, лебедка. | |||
Пилот | Штурман | Пилот | Штурман | Пилот | Штурман |
|
|
|
|||
Люткевич Алексей (KIAlex) | Катрич Андрей (Дачный Отшельник) | Чеботарев Александр (Ach) | Андрей (Otmorozen) | Щевелек Алексей (Есаул Рабинович) | Кузин Андрей (QZMN) |
Маршрут:
№ | Нитка маршрута | Км | Описание | Время |
1 | Москва-Ярославль-Вологда-Тотьма-Великий Устюг-Котлас-Коряжма | асфальт | 3 дня | |
2 | Кряжма-Серегово | грейдер с элементами оффроуда | ||
3 | Серегово-Емва-Ухта | асфальт | ||
4 | Ухта - Троицко-Печорск | убитый грейдер | ||
5 | Троицко-Печорск - Комсомольск-На-Печоре - Якша | хороший грейдер | ||
6 | Якшинский тракт: Якша-Петрецово | жесткий оффроуд | 2 дня | |
7 | Петрецово-брод через Колву-Верхняя колва-объезд-Нароб | грейдер, часть потенциально оффроуд дорога | ||
8 | Нароб-Красновишерск | асфальт | ||
9 | Красновишерск-Вая-Золотанка | сносный грейдер | ||
10 | Золотанка-брод Кутим-Жигановские водопады | жесткий оффроуд | ||
11 | Жигановские водопады-Североуральск | плохой грейдер | ||
12 | Североуральск-Карпинск | асфальт | ||
13 | Карпинск-Кытлым | хороший грейдер | ||
14 | Кытлым-Тылай-В.Косьва | красивая дорога типа грейдера, много бродиков | ||
15 | В.Косьва-Северный Коспашский | убитейший грейдер с элементами оффроуда | ||
16 | Северный Коспашский-Кытлым | брусчатка, асфальт | ||
17 | Кытлым-Чусовой-Пермь-Киров-Кострома-Ярославль-Москва | асфальт |
Карта маршрута:
Далее на страницах выложены отчеты о нашей экспедиции:
- доезд>>
Для меня старт экспедиции выдался не совсем обычным – из-за головняков на работе пришлось собрать все вещи за неделю до старта. Хотя, конечно, все равно прокопался в субботу по мелочевке. Трогательное прощание с супругой и еду за Андрюхой Отшельником по горьковке. Андрюха встречает меня с радостью и с немереной кучей разных чемоданчиков и коробочек. Начинается тетрис по запихиванию этого всего в маломерное брюшко Хавчика. Для Хавронтия начало экспедиции не задалось (зато потом он вел себя отлично). Обнаружил, что дико греются передние ступичные подшипники (разбирал, смазывал, мб перетянул). Решил дотянуть до вечера, но все нормализовалось. Другая неприятная проблема – подкусывание редуктора ГУРа в нейтрали. Не сильно, но чтобы «сдернуть», приходилось напрягаться. Тоже само прошло где-то после 1000 км, че было непонятно. Да вот еще остановились на трассе и с трудом завелись – стартер с трудом провернулся. Но больше не повторялось. Вообще хорошая машина Тойота – сама ломается, сама чинится. Проехали Переславль, начало смеркаться. Около Вашутинского озера встретились с Лехой Есаулом и Андреем QZMN. Совершили объезд озера вокруг в поисках стоянки, но подходы к воде либо заняты, либо отсутствуют. Выбрали второе и зарубились по лесу в глушь, где и встали прямо на дороге. Первая ночевка экспедиции всегда приятная... что нас ждет впереди, неизвестно, все ещё полны энтузиазма и печень еще не просела.
Уже под утро в лагерь подъехал Саня Ach с Андрюхой Otmorozen. И когда уже рассвело, в эту самую глушь приехал мужик на мотоблоке. Оказывается, до реки не доехать, но есть тропа, по которой он ходит ставить сети. Этот мужик на мотоблоке виртуально присутствовал у нас всю поездку – как только мы видели кого-то на мотоблоке, тут же «поражались», как же он нас догнал. Типа шутка. Утром Ach рванул на сервис менять убитый амортизатор, а мы не спеша «потошнили» в сторону Вологды. Хаврюша едет около 80 км/ч, любой обгон это эпопея. Это он уже к концу поездки бодро летал 90-105 км/ч, а в начале очень ленился. Традиционно обедаем в кафе под Вологдой.
Заправляемся на Лукойле у поворота на Устюг. Заправился, завожу движок и слышу жуткие неприятные скрежещущие звуки. Открываем капот, долго слушаем... непонятно, что случилось. Вроде бы все тихо. Ладно, хороший звук себя проявит. Так оно и случилось – проехали около 20 км и снова захрустело и запахло паленым. Скинули приводные ремни – заклинило гену. Беда в том, что ремень гены попутно крутит вакуумный усилитель тормозов и, что еще хуже, помпу. Есаул съездил на разведку хороших мест, нашел отличную стоянку на берегу реки Двиница и оттащил нас туда на тросе.
Быстро снял и разобрал гену, вердикт – заклинивает подшипник в вакуумном насосе. Разобрать его подручным инструментом не смогли.
Но к этому моменту у нас уже был полный список сервисов и разборок в Вологде – спасибо за оперативность Танюххе. Но время позднее, все уже закрыто – придётся утром ехать в Вологду. Предаемся отдыху, купаемся в реке, балуемся излишиствами нехорошими.
Уже в ночи начался мелкий дождь, но под тентом со светом и напитками очень душевно.
«Рано» утром едем с Сашкой в Вологду. Ищем «самый популярный» в интернете сервис по ремонту ген. По телефону нам сказали, что смогут взяться «не раньше вечера», но на месте обещали, что «через час будет готово». Отправились закупать не докупленную еду и искать гену про запас на разборках. Разборок оказалось мало, и все либо на заказ, либо нету. Они даже машины такой не знают, и предложения "поискать аналоги" также ставят их в ступор. «Через час» гена, конечно, был еще не отремонтирован. Оказалось, что подшипник оказался какой-то редкий (как мастер сказал, «дык он у вас японский» - интересно, а какой еще должен быть на Тойоте), подобрать сходу не смогли, но ищут. Сидим ждем еще час. Проголодались, пообедали в кафе на вокзале. Снова в сервис – о, гена готов. Нашли последний подшипник во всей Вологде, больше нету. Так что больше не ломайте гены в Вологде. Летим обратно, ставим гену на Хавюшу и снова в путь. Дорога пустынна, лишь редкие фуры ползают туда-сюда.
Фото для Дачного Отшельника.
Заправки довольно редки по трассе.
Проходим Тотьму. Совершаем небольшой марш-бросок в сторону реки Сухоны в месте с названием Опоки. Противоположный берег поразительно красив – огромный отвесный песчано-каменистый обрыв с разноцветными слоями.
Выехали на берег.
Минут на 20 опоздали, солнце уже зашло, красоты не те.
Где-то должен был быть источник-фонтан, но нас уже поджимало время.
Фотокореспонденты за работой.
Проехали Устюг, стемнело, надо искать стоянку. Вокруг сосновые леса, но Саня просится к воде. Сворачиваем в сторону Сев. Двины, но подъезды перепаханы. В итоге, встаем в каком-то ивняке на берегу одной из стариц Двины.
Утром едем осматривать заброшенную церковь неподалеку.
Именно тут и родилась присказка «поехали как-то три уазика – русский, американский и японский». Ну а что из этого вышло, вы узнаете в дальнейших главах этого рассказа.
Три богатыря: японский Хавчик, американский Ренг и русский Ихтиандр. Почему Ихтиандр, я расскажу чуть позже, но имя говорящее...
Снова асфальт, Котлас, едем южным берегом вдоль Вычегды. В Коряжме понтонный мост на другой берег, проезд платный (100 руб).
На другой стороне начинается грейдер. Сдуваемся, едем быстро – покрытие нормальное, при нас дорогу ровняют два грейдера. Но увы, такое счастье длилось не долго – в какой-то момент дорогу перегородил знак «движение запрещено» и стрелка объезд. И началась красивая, но медленная дорога по берегу Вычегды через деревни.
Только такие факты указывают, что мы не сбились с дороги.
В дождь дорога вполе оффроудная, думаю, даже для нас. Но счас сухо, и мы встретили даже 10ку, которая медленно ползла по дороге. Но сомневаюсь, что она смогла пройти весь объезд... грубо, наверное, километров 30.
Дорога идет почти все время вдоль Вычегды. Широкая и красивая река.
Делаем остановку на обед на высоком лугу над рекой.
Связь берет только с крыши УАЗа.
Джиперский обед по «китайским» рецептам.
Место красивое, да к тому же вдалеке начался грибной дождь - светит солнце, мелкий дождик, после которого над рекой одна за другой начали растекаться жирные радуги.
Еще некоторое время движемся вдоль реки и вскоре снова выбираемся на грейдер до границы с Коми.
Пустынные деревни вдоль дороги.
В Коми начинается асфальт. Фотосъемка у знака.
Слева направо: Алексей "Есаул Рабинович", Андрей Otmorozen, Андрей QZMN, Александр Ach, Андрей "Дачный Отшельник" и я, Алексей KIAlex
Виды вдоль дороги по-прежнему завораживают, жаль, не было времени свернуть на берег.
Качаем шины до асфальтового давления. Но мы рано радовались – первые 20-30 км по Коми асфальт оказался жутким. Сплошные ямы. Ползем еле-еле. Потом дорога пошла получше.
Сворачиваем на трассу на Ухту, движение довольно оживленное, много фур. Асфальт местами нормальный, но в паре мест были «очаги точечных ядерных ударов НАТО». От тряски у Есаула даже с багажника гайки посыпались. Встали в чудесном месте в 30 км от Ухты в сосновом лесу на берегу быстрой речушки. Место популярное, но никого не было. Стоянка очень понравилась, координаты выложу, мб кому пригодится.
Проезжаем Ухту по объездной, с виду довольно новый город, движемся на Троицко-Печорск. Сразу за городом начинается грейдер. Но не чета тем, по которым мы ехали до этого. Сплошная каменная зубодробилка подвески. Ползем неспешно, дорога высасывает кучу сил. Вдоль дороги идет труба на подвесах. Сейчас точно не скажу, сколько длились эти мучения... 20-30 или более километров, но очень долго. Но потом вдруг ни с того ни с сего начался отличный гладкий асфальт. Странный парадокс дорогостроения. Уже к вечеру доехали до Троицко-Печорска. Вероятно, тут последняя заправка на нашем пути – заполняем все емкости топливом. И тут выясняется, что одна из канистр у Есаула треснула и течет по шву. Мечемся по городку в поисках канистры, с трудом нашли 10 литровку. В итоге перелили все топливо по бутылочкам, из которых и заправляли УАЗ.
"Коктейль Кузмана":
В городе есть гостиница и при ней кафе, но оно уже закрывается. Правда, оказалось, что можно пообедать еще и в бильярдной. К этому моменту мы уже довольно долго были в пути, и наш грязно-джиперский вид явно не вязался с гламурной бильярдной. Но кушать хотелось очень.
От Троицко-Печорска на Якшу очень приличный ровный грейдер. Быстро долетели до Комсомольска-на-Печоре (скорее большой поселок, чем город), на объездной которого даже нашли работающую заправку.
Последняя доливка под горловину.
Якшу проехали уже в сумерках. Идем по треку и по спутниковым снимкам. Дорог полно во все стороны, без трека найти нужную довольно сложно. Видим, что на космоснимке в сторону реки Печоры есть своротка, пробуем туда. Выезжаем на высокий берег Печоры, вокруг небольшие сосенки. Ура, нашли райскую стоянку даже со столиком и лавками.
Выяснилось, что водка случайно пролилась в УАЗе. Именно этот факт, возможно, и был ключевым в последующей жизни УАЗа.
Наконец-то мы добрались до начала нашего оффроуд-маршрута, Якшинского тракта. Отмечаем успешный доезд. Сотовая связь кончилась еще в Троицко-Печорске, начинаем пробовать ловить спутник. Ловится плохо, но все-таки удается отправить смс на большую землю.
Ловись спутник, большой и маленький. "ЕСТЬ СИГНАЛ"!!!
Утро, естественно, затянулось... самые отчаянные полезли купаться в Печору. На стоянку подъехал местный на 10ке, поговорили о том-о сем.
Что ж... пора выходить на тракт.
Продолжение следует...