Тысяча ручьев

Дата поездки
14 июл 2007
Регион поездки

последняя серия моего рассказа и последний отрезок нашего путешествия. долина тысячи ручьев считается главной внедорожной достопримечательностью Кольского, хотя мы так и не поняли, почему. по живописности и сложности она явно уступает и Хибинам, и Рыбачьему. хотя возможно, как предположил Сашка, мы уже просто были несколько пресыщены.
впрочем, с исторической точки зрения место действительно любопытное.


тысяча ручьев - северный отрезок дороги Умба-Ревда (см. карту). участок от Умбы всеми расценивается как "жосткий", а отрезок Октябрьский-Ревда вполне проходим для слабоподготовленных внедорожников.
мы изначально планировали проходить этот маршрут с юга, от Октябрьского, после того, как выехали с Хибин. но дождь, который шел уже полсуток, и дикий ветер не способствовали тяге к внедорожным приключениям, поэтому было решено отложить этот участок на самый конец путешествия.
так и получилось, что поехали мы с севера. свернули с трассы на Ловозеро и около 4 часов утра были в Ревде.
Ревда неожиданно оказалась крупным поселком городского типа. в описаниях геокешеров мы прочитали, что в сталинские годы там строился гигантский горно-обогатительный комбинат. под это дело выстроили городок и стали тянуть железную дорогу. потом Сталин умер и стройка зачахла, а железкой пользовались не по назначению, а в основном для пассажирских и мелких грузовых перевозок.
перестав поддерживаться, железная дорога быстро пришла в негодность и в 90е годы официально была закрыта, поскольку пользоваться ей стало опасно - поезда часто сходили с рельсов. однако неофициально действует она и по сей день, только у самой Ревды полотно начали разбирать.
поскольку время было уже раннее, мы начали искать место для ночлега. неподалеку от Ревды на карте обнаружилось ответвление в сторону озера, не ведущее никуда. мы с Лёхой немедленно поспорили на бутылку шампанского: я утверждала, что там стопудоф окажется стратегический объект, а Лёха говорил, что объекту на берегу озера делать нечего - они все либо в горах, либо в лесу.
Лёх оказался прав: в конце дороги были садовые участки. но тем не менее нам удалось найти симпатичное место для стоянки.


наутро мы отправились на маршрут. дорога являла собой уже привычный каменный триал, украшенный бродиками через ту самую тысячу ручьев. несколько из них оказались довольно серьезные, и мы даже один раз размотали лебедку - правда, больше для перестраховки.
в паре мест сохранились мосты, но и их преодоление вызывало некоторые сложности.

кроме действительно живописных горных речек, больших красот на дороге не было, хотя идет она между довольно приличным горным массивом Ловозерские Тундры и огромным озером Умбозеро, которое отделяет Ловозерские Тундры от Хибин. но и горы, и вода практически везде скрыты плотно подступающим к дороге лесом, так что красивых пейзажей мы так и не дождались.
дорога несколько раз пересекла железку, затем еще одну довольно солидную речку, переправы через которую мы несколько опасались, тем более что и Кушниры советовали нам объехать этот участок. но брод оказался совсем мелким, и мы спокойно его миновали.
а дальше была "борьба за доезд". мы очень надеялись, что после слияния с предполагаемой объездной дорогой начнется ну хоть не асфальт, но по крайней мере сносный грейдер. однако этого не произошло.
дорога представляла собой колею с большими и просто гигантскими лужами, на дне которых были все те же камни, поэтому безопасную траекторию приходилось искать ногами. местами была полусгнившая деревянная гать. изредка попадались мосты и даже дорожные знаки :)
скорость движения едва превышала пешеходную, мы все, не говоря уж о пилотах, вымотались и уже совершенно не понимали, какого, собственно, лешего мы вообще сюда поперлись. в поселок Октябрьский мы выехали, уже не веря своим глазам, под утро: часа в 4. в отличие от Ревды, он в довольно плачевном состоянии. мы долго крутились по поселку в поисках выезда на дорогу, наконец, чудом попали на грейдер, а оттуда и на асфальт. перемахнув уже не глядя какую-то речушку, упали на стоянку на берегу озерца. в озерце в итоге все, кроме Лёхи, искупались, несмотря на ледяную воду, дождь и комаров - хотелось смыть с себя песок, пот и усталость.
из интересных мест в этих краях остался непосещенным заброшенный аэродром Хариусный (почитать можно здесь), жалеем. но времени уже не было - надо было возвращаться на трассу и поворачивать на юг. значит, будет еще один повод вернуться :) 

ПоделитьсяFacebookTwitterShare