Историческая справка

Cегодня хотелось бы рассказать Вам еще об одном глобальном водном проекте Петра I – соединение рек Москва и Волга. В первую очередь этого требовали интересы торговли. Царя очень привлекло географическое положение рек Дубна и Сестра, и в 1722 году Петр I поручает инженеру Георгу Вильгельму де Генину спроектировать строительство канала на этом участке. Проект был выполнен. Он предусматривал соединение рек Москвы и Сестры в районе Рогачевской пристани, и таким образом создавался сквозной путь из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России, соединив Истру, приток Москвы, с Сестрой и Дубной, питающими Волгу. Подъем воды на пути от Волги до Москвы должен был осуществляться с помощью 127 шлюзов. Но, ввиду несовершенства технических средств, отсутствия необходимых финансов и людских ресурсов реализацию проекта отложили до лучших времен...    
О проекте Петра вспомнили только спустя 100 лет, в царствование Николая I. По одной из версий канал понадобился для того, чтобы обеспечить доставку мрамора и гранита с Волги в Москву для возведения храма Христа Спасителя. В 1824 году Николай I поручает разработку нового проекта канала генерал-майору Михаилу Николаевичу Бугайскому. И уже в 1826 году по этому проекту в верховьях Сестры начались строительные работы, длившиеся более 20 лет. 
Общая протяженность водного пути составила 214 верст (примерно 292 км). Его основная нагрузка приходилась на русла рек Истры (впадающей в Москва-реку) и Сестры (сообщающейся с верховьями Волги). В районе Солнечной горы, где ныне расположился город Солнечногорск, Сестру и Истру соединили 8-ми километровым соединительным каналом, ширина которого составляла 45 м. Для пополнения канала водой около деревни Загорье соорудили дамбу, протяженностью около двух километров, и в долине речек Сестра и Мазиха образовалось водохранилище объемом 12,6 млн. м3 «Подсолнечное», более известное как Сенежское озеро, по одной из версий, названное так по погосту, а по другой, по имени любимого коня Екатерины II — Cенешаля. 
Реки Сестра и Истра были спрямлены. На Истре было построено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов таких же размеров, как на Тихвинской водной системе. В 1850 году водный путь Москва – Волга, был торжественно открыт. Если посмотреть на эту водную систему в целом, то путь по ней проходил так: по Москва-реке (69 км), Истре (91 км), деривационному каналу (14 км), соединительному каналу (8,5 км), деривационному каналу вдоль Сестры (66, 7 км), по самой Сестре (32 км) и Дубне (10, 6 км). Пропускная способность водного пути была рассчитана на 3 тыс. небольших судов в год, в навигацию по нему сплавляли баржи, перевозившие каменные блоки весом до 30 тонн. На тихоходных участках баржи вытягивали бечевой бурлаки. 
Водная система просуществовала 10 лет. Уже в 1851 году заработала Николаевская железная дорога из Петербурга в Москву, составившая водному транспорту неоспоримую конкуренцию, и в 1860 году Екатерининский канал был закрыт, шлюзы разобраны и распроданы. Есть даже версия, что из одного из таких шлюзов Солнечногорский купец Самохвалов построил лучшее здание в городе, в котором в настоящее время располагается городская администрация. Больше о канале не вспоминали, и постепенно он превратился в заросший ручеек, о котором мало знают даже местные жители. 
Конечно, не могли мы оставить без внимания и этот водный путь. Но видимо из-за близкого расположения к Москве, а может из-за того, что Солнечногорск нам хорошо знаком благодаря дороге на дачу, как и забитое пробками Ленинградcкое шоссе, посмотреть на него все не получалось. В этот раз случилось как обычно с такими близкими поездками, спонтанно и неожиданно. Ночью решили – с утра поехали. Поэтому посмотрели мало, а изучили и того меньше, но все-таки минимальное представление о Екатерининском канале и Истринско-Сестренской системе получили – ничего не осталось, смотреть особо нечего, хотя можно побродить по лесным тропинкам, попредставлять времена, когда по каналу шли баржи, можно, но сложно – слишком много отвлекающих факторов характерных для Московской области – мусор, беспрерывный шум потока машин на Ленинградке, минимальное количество птиц и прочей живности. Но тем не менее, поделиться с вами тем, что мы увидели, захотелось, может кто-то и захочет продолжить наши изыскания, и как-нибудь при случае найдет чудом сохранившийся шлюз системы... 
Свое знакомство с системой мы начали с самого легкодоступного места Екатерининского канала – в городе Солнечногорске, после перекрестка с указателем (по направлению из Москвы) налево – Пятницкое ш., направо – Тимоново, Ленинградское шоссе проходит по тому месту, где когда-то протекал канал.
Далее было решено для начала посмотреть на канал, проходящий правее Ленинградского шоссе, к Сенежскому озеру решили даже не подъезжать, так как его красивейший вид нам хорошо знаком, а каналом, дабы не углубляться глубоко в лес по сырой траве, спокойно полюбовались с мостиков в деревне Сергеевка.
Вернувшись на Ленинградское шоссе, едем до Давыдково и перед постом ГИБДД опять сворачиваем направо в сторону базы отдыха «Романитика». Здесь влияние человеческих усилий на реку Сестру заметно невооуженным взгядом. Берега дики и заброшены -огромнейшие борщевики, бывшие в употреблении бассейны, поваленные деревья. Но тем не менее, местный житель рассказал, что рыба в реке водится, в этом году кто-то даже поймал щуку на 4,5 кило...
Сам канал в этом месте идет параллельно реке. Проехав чуть дальше, отправляемся на прогулку вдоль него. Четко обозначена насыпь, а сам канал в некоторых местах представляет собой маленький ручеек, который можно легко перешагнуть.
Пересекаем канал по мостику, предположительно, именно в этом месте когда-то и был шлюз... но это всё лишь догадки.
Возвращаемся на Ленинградское шоссе и движемся в сторону деревень Акулово и Сохино, которые находятся по другую сторону от дороги. По так и не подтвердившимся слухам, в районе Акулово есть остатки шлюзов. А напротив Сохино – остатки канала. 
Канал здесь абсолютно такой же, исключение составляют разве что небольшие просветы с чистой водой и отсутствие борщевиков, которое с лихвой компенсировала практически таких же размеров крапива.
Совсем темнеет, и до Акулова мы так и не доезжаем... Так и остается непонятным, остались ли на этой водной системе шлюзы или нет, но канал сохранился точно, хотя каналом его теперь можно назвать и с трудом, а в скором времени и называть скорее всего станет нечего. Для судоходства Екатерининский канал полностью непригоден, даже на резиновой лодке по нему не пройти.

image-20210729133727-1

image-20210729133822-2

ПоделитьсяFacebookTwitterShare