Трофи-рейд клуба "Внедорог" под кодовым названием Екатерининский Тракт 2012.
Мероприятия под названием "Екатериниский тракт" Внедороги начали проводить в 2009 году. На первом из них я побывал, БЫЛО ВЕСЕЛО.
Каждый год место проведения мероприятия менялось, но общее было одно - внедорожный маршрут пролегал по транспортным путям созданным при
Екатерине.
На этот раз трофи-рейд проходил вдоль первого Волжско-Московского водного пути, или, как его еще называли, Екатерининского канала XIX века.
Погрузимся немного в историю.
Соединения рек Москва и Волга требовали интересы торговли. Царя очень привлекло географическое положение рек Дубна и Сестра, и в 1722 году
Петр I поручает инженеру Георгу Вильгельму де Генину спроектировать строительство канала на этом участке. Проект был выполнен. Он
предусматривал соединение рек Москвы и Сестры в районе Рогачевской пристани, и таким образом создавался сквозной путь из Балтийского моря
через Волгу и Москву в центральные районы России, соединив Истру, приток Москвы, с Сестрой и Дубной, питающими Волгу. Подъем воды на пути от
Волги до Москвы должен был осуществляться с помощью 127 шлюзов. Но, ввиду несовершенства технических средств, отсутствия необходимых
финансов и людских ресурсов реализацию проекта отложили до лучших времен.
О проекте Петра вспомнили только спустя 100 лет, в царствование Николая I. По одной из версий канал понадобился для того,
чтобы обеспечить доставку мрамора и гранита с Волги в Москву для возведения храма Христа Спасителя.
Общая протяженность водного пути составила 214 верст (примерно 292 км). Его основная нагрузка приходилась на русла рек Истры (впадающей в Москва-реку) и Сестры (сообщающейся с верховьями Волги). В районе Солнечной горы, где ныне расположился город Солнечногорск, Сестру и Истру соединили 8-ми
километровым соединительным каналом, ширина которого составляла 45 м. Для пополнения канала водой около деревни Загорье соорудили дамбу,
протяженностью около двух километров, и в долине речек Сестра и Мазиха образовалось водохранилище объемом 12,6 млн. м3 «Подсолнечное», более
известное как Сенежское озеро, по одной из версий, названное так по погосту, а по другой, по имени любимого коня Екатерины II — Cенешаля.
Реки Сестра и Истра были спрямлены. На Истре было построено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов таких же размеров, как на
Тихвинской водной системе. В 1850 году водный путь Москва – Волга, был торжественно открыт. Если посмотреть на эту водную систему в целом, то
путь по ней проходил так: по Москва-реке (69 км), Истре (91 км), деривационному каналу (14 км), соединительному каналу (8,5 км),
деривационному каналу вдоль Сестры (66, 7 км), по самой Сестре (32 км) и Дубне (10, 6 км). Пропускная способность водного пути была рассчитана
на 3 тыс. небольших судов в год, в навигацию по нему сплавляли баржи, перевозившие каменные блоки весом до 30 тонн. На тихоходных участках
баржи вытягивали бечевой бурлаки.
Водная система просуществовала 10 лет. Уже в 1851 году заработала Николаевская железная дорога из Петербурга в Москву, составившая водному транспорту неоспоримую конкуренцию, и в 1860 году Екатерининский канал был закрыт, шлюзы разобраны и распроданы. (По материалам с HTTP://AKADAHA-Z.LIVEJOURNAL.COM/16
Внедороги нашли этот канал, который прямой линей прорезает Подмосковные леса. Для джиперов наиболее интересная часть оказалась между Клином и Дубной –
глухие места, красивая природа. Практически на всем протяжении пути есть возможность двигаться вдоль канала. Но маршрут в это время года
непростой из за того, что на нем существует довольно много низин, которые в апреле затоплены.
Итак, как это было:
В ночь с
пятницы на субботу добрая половина участников рейда уже собралась в полях за Клином и долго отмечала этот торжественный момент не смотря на сильный дождь.
На утро место сбора выглядела так.
Неподалеку протекала река Сестра, уровень в которой был сильно выше обычного.
Автомобили участников.
Предстартовый брифинг.
Ну, в дорогу! Пока ровно.
Стало мокрее.
Не отставать!
Вскоре дорогу нам перегородил ручей глубиной по пояс.
Строим переправу. Опыт есть, деревья тоже.
Первый пошел.
Второй сел.
Там прорвались, едем дальше.
Тагер жжот.
Выехали к рукотворному каналу.
Когда то здесь ходили баржи.
Местами лежит лед.
А дорога иногда вот такая.
Выехали к разлившейся реке
Нам надо на ту сторону этого притока.
Первый пошел.
Но сел.
Сторонний наблюдатель за происходящим.
Тагер пошел.
И снова вдоль канала. Тут он сильно обмелел.
Но места, где можно искупаться конечно же остались.
Хорошо сидим, вид сверху.
Короткобазникам полегче.
Слонам тяжелее
Белая рубашка - наше все!
Приходится и так.
И так.
Либо так. Раз!
Два!
Под конец у этой канавы начался полный внедорожный хаос.
Но все закончилось буханкой.
Она уперлась мордой в крутой берег рва.
И не едет никуда.
Тем временем я поснимал лица участников трофи-рейда
А тут как раз и буханка вроде пошла.
Выкопали. Теперь надо отчистить морду.
Едем дальше по полям.
Самые смелые - прошу на тест!
Тут глубоко, а дальше еще глубже.
В брод не поедем. Лучше в лес и на ночевку.
На следующее утро.
Поля залиты, дороги затопило.
Не зная брода, не лезь в воду.
Надежнее по сухому.
Но так более красиво.
Все, теперь накачиваться и домой.