Итак, через 4 дня поездки мы наконец добрались до самой интригующей и неизвестной внедорожной части путешествия. Нам предстояло попытаться пройти из Нарьян-Мара до деревушки Леждуг в республике Коми. От нее начинался уже обслуживаемый зимник. Въедливый Stiz даже нашел госконтракт с подрядной организацией на 2016 год на обслуживание этого зимника. Действительно, информацию приходилось изучать даже так, поскольку никто достоверно ничего не мог сказать о состоянии этой дороги, и вообще возможности проехать из Нарьян-Мара альтернативным официальному зимнику путем. Раскрываю всю интригу, выложу карту прохождения этого участка - хоть и не просто, но нам удалось проехать!
Расстояние совсем небольшое, но на севере и пару километров можно идти сутки. Многое зависит от погоды - которая сейчас и которая была раньше, от накатанности следа и тп и тд.
Выезд на "маршрут" начинается прямо из Нарьян-Марского порта. "Маршрут" потому как по части этого пути до поселка Лабожское ходят маршрутки. Правда, маршрутки на базе треколов. Ну, а самый популярный транспорт - снегоход с прицепом. Они снуют туда-сюда десятками.
Далее фотографии будут "черно белыми". В смысле, не специально сделанные ЧБ - на севере в целях экономии ресурсов природа в целях экономии)) Но такая "графика" мне очень нравится.
Собственно, маршрут идёт по снегоходному следу прямо по реке Печоре. Сдуваемся и в путь.
Из Нарьян-Мара по зимнику можно попасть куда угодно! Центр вселенной!
Первая (и, по сути, единственная) историческая достопримечательность на пути - старинный город Пустозерск.
Никаких строений не сохранилось. Только таблички да кресты на могилах.
Толи соответсвующая погода , то ли энергетика места создавали чувство пронзительной тоски.
Решили попробовать пройти дальше к центру поселения... Снег по колено.
Пора дальше: смеркается, погода ухудшается. Вокруг - белая пустыня.
Команда Внедорога: "четыре машины без собаки".
Всё медленно погружалось в белый туман. Ехать в такую погоду крайне сложно. Вот, примерно, фотография, как выглядит встречный снегоход на зимнике.
Ночью ехать даже проще - в свете фар снегоходный след виден намного лучше и меньше шансов с него соскочить.
Но я всё таки соскочил, причём на скорости 30 кмч слетел в воду! Мы шли первыми, по карте началось озеро Ежвисочное. Широкий снегоходный след уверен шел по центру озера - ровная прямая дорога, никаких ям. Вдруг на скорости машину кидает вправо и она почти заваливается на бок. Чуть не выбили стекло. Вылезаю, иду смотреть последствия и ..проваливаюсь по сапог в воду. Оказалось что под снега вода. Небольшая паника - не ясно же это треснувший лед или наледь сверху.
Глюка вытащили довольно быстро лебедкой. Stiz решил объехать яму с другой стороны и .. тоже провалился. Его извлекали, наверное, час, смогли вытащить только с рывка динамическим тросом. К сожалению, у меня ни одной фото этих действий нет - было не до того.
Решили не штурмовать озеро в ночи, отъехали назад и встали на "большой земле" в небольшом перелеске.
Вот место моего ночного "провала" - уже затянулось и припорошило снежком. Местные сказали, что даже треколы проваливаются в этом месте.
Решили пройти рядом с накатанным зимником (вешки на фото справа). Но местами есть "мокрые места".
Первым идти немного страшно... Всё таки под до льдом до 2х метров глубины - только антеннка от сиби будет видна. Кстати, зимник обозначен на карте OSM.
Дина за рулем. Всею дорогу ехала сама, маладец!
Зимник почти на всём протяжении обозначен вешками. Вот такие веточки стоят.
Это сильно упрощает поиск дороги. Без них понять и найти снегоходную колею (которые порою разбегаются) очень трудно.
Еще немного впечатлений о езде по северному снегу. Собственно, отчасти за этим опытом мы и ехали туда. Для начала немного теории. Все наверное в курсе что у северных народов снег имеет несколько названий в зависимости от типа. По русски назовём его "тундровый снег". В отличии от наших широт, на открытом ландшафте тундры постоянно дуют сильные ветры и морозы и кристаллики сухого пылеобразного снега (снежной пыли) сжимаются и очень плотно «зацепляются» друг за друга . Именно этот наст и держит авто. И если в Подмосковье в случае застраивания в снегу, в принципе можно докопаться до земли, то тут докопаться проблематично.
Но нам «не повезло». Погода была тёплая и снег был довольно пухлым и, по сути, вполне обычным. При этом любая попытка поехать по целине моментально оканчивалась фиаско – машина полностью проваливалась. Поэтому ехали мы только по утрамбованному снегоходами следу.
На нём очень прочный наст, главное, не свалится с него вбок.
Ну и преодолевать небольшие перемёты. Есть особая тактика езды – топтать зимник. Когда машина едет в целину и при подсаживании выжимается сцепление. При этом удается отойти назад своим ходом. Иногда нам удавалось немного пробивать переметы таким образом, но ехать километры таким способом никак. Надо сказать, что моя 35ая Yokogama отличная резина, особенно спущенная до 0.3 атм, но для севера нужны чуть иные колеса. Кстати, есть нюанс – вперёд машина едет\цепляется намного лучше, чем назад. Существенно лучше. Во первых, резина направленная, во вторых, видимо передаточное отношение задней передачи хуже чем 1й или 2й. Очень бы выручили межколёсные блокировки, когда машина одной стороной сваливалась с наста в пухляк. Но увы… перед поездкой задняя блокировка была восстановлена и заработала, но через несколько дней вновь перестала включатся. Буду менять на пневмопривод. Stiz упорный - выезжал сам, либо отчаянно и самоотверженно откапывался.
Кстати говоря, засевшую в снегу машину вполне можно раскачать. Я несколько раз выезжал, по сути, из засаженной ситуации. Раскачивая машину вперед-назад по сантиметру удавалось пробить колею. Кстати говоря, мостовая машина намного лучше для снега, чем с независимой подвеской. Последняя просто прилипала всем брюхом к насту, в отличии от мостовой, которая ложилась только мостом на наст.
Ну а дальше в ход идет снеговая лопата. Мы купили за 250 руб широченную стальную лопату и очень часто пускали ее в ход. Основная задача – откопать мост и насыпать снег в колею. Да да, именно в колею, чтобы потом его утрамбовать, увеличив просвет.
Конечно, процесс не быстрый: и чаще в ход шла лебёдка, а ещё чаще рывковый трос. Хватало совсем небольшого усилия, чтобы выдернуть машину назад. Но трос... Штука опасная. Так, во время очередного, небольшого рывка, трос разогнул крюк Муссо (именно разогнул, даже не вырвал) и трос отстрелил в задние двери Глюка так, что промял их.
Другая опасность, которая подстерегает особенно на зимних переправах - толщина льда и его несущая способность. Сергей Stiz наизусть знает таблицу толщина-вес - проводим измерение. Всё по ГОСТу
см "Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ)", раздел 15.3.
Раз профсоюз одобрил, можно ехать!
Но мы стоим. Любуемся. Постановочная видеосессия - скоро будет фильм о поездке.
Дачный и Василиса запускают коптер в небеса.
Наконец, мы добрались до Лабожского. Но в село нам не надо - от него мы пойдем уже ненакатанным следом дальше.
Неожиданная встреча! Несколько снегоходов, очень-очень много девушек - лес.. те амазонки в честь 8 марта отправились в Арктику. Снегоходный тур.
Мужская часть нашей команды позавидовала единственному мужику - сопровождающему.
Ещё одно важное замечание - про местных. Мой опыт в очередной раз подтвердился - местные не знают про дороги и степень их проходимости.
Вот, например диалог с водителем трекола:
- как проехал озеро?
- да нормально - прямо по центру, по вешкам.
- так по центру по вешкам, или рядом с вешками?
- ну рядом, сбоку...Там след был.
А вот странный снегоходчик на фото, почему-то усиленно отговаривал нас ехать дальше по следу и вешкам. Мол, застрянете, там ваще дороги нет. Полагаю, у него были какие то свои корыстные интересы. Мы везде проехали и особых сложностей не испытали.
Так что, бдите! Слушать слушайте, но информацию пропускайте через себя на основе своего опыта и только неосопримых фактов.
Уходим на неизведанный зимник. Тут уже никого нет.
Но вешки по прежнему стоят.
Берега Печоры очень красивые. Все в таинственном тумане.
"А за окнами Арктика, бесконечные льды
Черно белая графика невеселой воды " (с) Визбор
До Арктики от сюда, конечно, очень и очень далеко.
Едем, падаем, копаем, выбираемся, едем дальше.
У ZAZов от низкого давления пробило колесо. Поставили жгут и дальше.
В целом, никаких особых сложностей по зимнику не было. Падали, копали, выдергивали, ехали дальше. Повезло и с погодой и с санным следом.
Решили, пока погода способствует, дойти до Леждуга. Мало ли... Но Леждуг Леждугом, а обед по расписанию. Съехать вбок нераельно - как ехали, так и встали на обед на дороге.
Продолжение следует.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии