Стромынский тракт

Дата поездки
17 окт 2020
Регион поездки

Мы привыкли, что все дороги в России начинаются от Москвы – так считается их километраж. А в этот раз мы поедем по дороге, которая появилась задолго до Москвы и шла по направлению к Москве. И сама Москва возникла на этой дороге!
Больше тысячи лет назад новгородские славяне стали продвигаться на восток, где находили обширные открытые пространства, плодородные поля. Эти места получили название залесских. Именно эти переселенцы основали поселения, впервые упомянутые в летописях IX-Х веков – города Ростов и Суздаль. Осваивая новые земли и охотничьи угодья, они постепенно прокладывали дорогу уже с востока на запад. Так появился старинный Стромынский торговый тракт. Стромынка имела в свое время значительный вес в товарообороте и общественной жизни всего этого края, если не всей Северо-Восточной Руси.
Спустя десят лет после первой поездки по этой дороге мы вновь повторили свой маршрут — прошли отрезком Стромынского тракта от Юрьева-Польского в сторону Александрова. Предлагаю вашему вниманию фильм об этой поездке

Встречается много названий этой дороги. В разных летописях ее именовали и Киржачской, и Юрьевской, и Хомутовской, и Суздальской дорогой. Но все-таки самое распространенное название — это Стромынский тракт. Значение слова «Стромынь» довольно загадочно. По толкованию В.Даля (в его Толковом словаре) слов "стромкий", "стромок", "стромить" и "остромок" получается, что название Стромыни можно в некоторой степени связать или с рьяной, стремительной ездой, или с небольшими возами, или, наконец, с "стромлением" местности, т.е. с укреплением грунта под какое-либо строение. Возможно, что в старину первые грунтовые дороги назывались "стромынями", а может, такое название относилось к дорожным гатям. от греч. строма — подстилка, ложе, постель.
Не меньше загадок и о том, как собственно шла дорога. Стромынский путь раздваивался у Киржачского монастыря: одна ветвь уходила через Махрищский монастырь и Александровскую Слободу (Александров) в Юрьев Польский, а другая – более прямо в тот же Юрьев, где оба пути и выходили на старую великую дорогу на Суздаль, Владимир и Шую.

Нам предстоит попробовать пройти именно по первому варианту от Юрьев Польского в сторону города Александров. Этот участок дороги появился не позднее ХIV столетия.

На карте Менде 1850 года на этом месте обозначена «автомагистраль»: прямой широкий тракт. Поражает воображение, что в наши дни эта дорога едва угадывается на местности – на генштабе 80-х годов ХХ века она отмечена пунктиром.
Кто и когда проложил эту дорогу, историки, не знают. Зато доподлинно известно, что по этому тракту когда-то ездил сам Владимир Мономах. Об этом имеется упоминание, к примеру, в написанном им «Поучении»
От Юрьев-Польского до села Фроловское старый тракт заасфальтирован.
Село упоминается в духовной грамоте 1389 г. великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Великий князь завещал село супруге — княгине Евдокии Дмитриевне.

Мы проехали от села Фроловское еще несколько километров по опустелой, но асфальтированной дороге. Асфальт обрывается в поле — дальше точно в соответствии со старинными картами ведет полевая дорога.

Спускаем давление в шина — маршрут предстоит не простой. Ребята на Сантане немного перестарались и сдулись в ноль. Последние приготовления перед началом оффроуда.

Дорога оказалась сильно размешанной, лужи, глубокие колеи. Видно что по ней кто то регулярно ездит.

Тем не менее профиль старинной дороги легко читая даже спустя несколько столетий — по краям идут водоотводные канавы, а сам дорога немного возвышается над окружающими полями.

Преодолев небольшой внедорожный кусок тракта мы добрались до деревни Михали. В деревни оказалось всего несколько домов, причем видно что в некоторых ктото живет.

За деревней Михали мы немного ушли в сторону и поняв это решили вернутся на тракт. Для этого пришлось переехать остатки водоотводной канавы и забраться на насыпь. Видно насколько она высокая по сравнению с окружающим рельефом.

Свежие следы закончились. Казалось что по тракту уже давно никто не ездил. Вместе с тем и дорога ухудшилась — колеи стали глубже, глина более вязкая, объездов никаких.

Началось то за чем мы ехали — оффроуд рубилово.

Лучше всех на бездорожье себя чувствовала Сантана. Легкая, на боггерах, этой машине не было преград.

Впрочем, что для Тойоты что для УАЗа тракт тоже был относительно несложным.Боггера на тойоте неплохо себя чувствовали даже на глине

А у ребята УАЗе очень сильно спустили шины. Перед поездкой Алексею пришлось экстренно заменить симексы на отечественные резинотехнические изделия, которые были исконно дубовыми даже почти на нулевом давлении. Впоследствии это принесло массу проблем.

Лесной участок тракта продолжался чуть больше двух с половиной километров. Мы вышли из леса на поля.

Это слабохолмистая равнина, своими пейзажами напоминающая более южные безлесные области. Эти места имеются Владимирским Опольем.

Ополье протянулось примерно на 30 километров с севера на юг и на 70 километров с запада на восток, охватывая часть территории Владимирской области и кусочек Ярославской и Ивановской.

Это овражистое волнисто-увалистое плато с плодородными серыми лесными почвами. Исторически Ополье было одним из первых и основных направлений славянской колонизации Северо-Восточной Руси, став политическим ядром Ростово-Суздальской земли.

Мы добрались до старинного села Петровское. Иван Данилович Калита в 1328 году завещал Петровское своему сыну Ивану, а после Великого князя Ивана Ивановича Петровское принадлежало его старшему сыну, великому князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В начале XVII столетия Петровское было разграблено и сожжено поляками и литовцами, старая церковь уничтожена, жители были перебиты, а село после этого бедствия обратилось в пустошь.
За Болшепетровскми дорога совсем не езженная. Местами на дороге завалы, много луж. Но профиль дороги по прежнему хорошо читается.

Дорогу в нескольких местах пересекали небольшие ручьи. Полотно дороги по прежнему высокое, видны даже водоотводные канавы, уходящие в лес. Как я уже говорил, на УАЗе стояли отечественные шины NORTEC. Ребята стравили их до 0.5 атмосфер, при этом они практически не сплющились. Но при этом они достаточно легко слетали с дисков. В одной из луж при лебежении это и случилось.

После нескольких безуспешных попыток забортировать шину компрессором, решили прибегнуть к испытанному способу бортирования взрывом. Для это нужно налить в шину немного бензина, дать ему чуть чуть смешаться с воздухом внутри шины и поджечь. При этом смесь внутри шины взрывается, образуется избыточное давление и шина садится на диск. Не всегда это получается с первой попытки, особенно с такими дубовыми шинами. Но на второй или третий раз обязательно сядет.

Форсировали небольшой ручей, приток такой же мелководной речки Иронка.

Мы выбрались из леса и вышли к деревне Тютьково. В XVIII столетии Тютьково принадлежало фамилии боярина Дмитрия Михайловича Пожарского.
За Тютьково тракт уходил на юго запад. Начало темнеть, осенние сумерки наступают рано и быстро. Мы приняли решение выходить с тракта на асфальт – нам предстоял еще многокилометровый бросок по дорогам до дома. Решили выбираться кратчайшем путем по линии ЛЭП. Еле заметная колея пролегала сквозь заросли кустарника и спускалась с косогора к реке Большой Киржач.
Большой Киржач мы пересекли вброд.

Но увы выйти на асфальт не смогли – река петляла по низине, противоположный берег был завален бревнами и чтобы выйти на высокой берег пришлось бы еще пару раз форсировать крутые берега реки. Решили вернутся назад и выйти грунтовкой на асфальт.
Уже в темноте пересекли ручей по остаткам бетонного моста. Чуть не уронили УАЗ с 2х метровой высоты.

Полный размер

Но все обошлось, главное помощь друзей! выбрались на асфальт и успешно вернулись до дачи.
На этом все. Мы еще обязательно продолжим исследовать эту дорогу, ее другие ветки и повтори маршрут по другим трактам. Желаю все приятного просмотра, и всем удачи вне дорог!

ПоделитьсяFacebookTwitterShare