13.08.13., вторник
Проснулся в 6.00 с мыслью: сегодня у моего штурмана Андрея день рождения! Я, конечно, заранее об этом знал, но в предстартовой суете не успел сообразить что-нибудь презентабельное. Поэтому подарил то, что было к месту в данном путешествии и могло в ближайшем времени пригодиться на практике: блесну и пачку патронов.
Остальные экспедиционеры тоже поздравили Андрюху, но времени на торжественную часть не было, отложили ее на вечер. А сейчас принялись завтракать и сворачиваться со всей возможной поспешностью. Денис с Романом полетели на берег занимать места на паром даже без завтрака. Мы тоже много не рассусоливали, приехали почти вслед за ними. По дороге успели выкинуть мусор на поселковую свалку.
На берегу стоял зачаленный за какую-то трубу самоходный паром. Ни души, ни машины. Мы – первые. Правда, почти сразу приехал один местный житель на Жигулях, но не переправляться, а встречать людей с того берега. Разговорились с ним. Он, как и большинство активного работоспособного местного мужского населения, работает вахтовым методом на печорских нефтепромыслах. А в отпусках между вахтами рыбачит и иногда подрабатывает извозом, как вот сейчас. Усть-Цильму назвал «дырой», ругал власти и нового начальника ДРСУ, который подновил грейдер щебнем, не пропущенным через дробилку. Пока беседовали, подъехали еще «Урал» и «Буханка» переправляться. Подошли люди и с них. Подивились нашему предприятию. Стали обсуждать погоду, рыбную ловлю, сети, дороги, машины. Экипажей паромов все нет. Паромов тут сейчас два. Один перевозит с берега на обнажившуюся посреди реки песчаную отмель. Этот образовавшийся вследствие засухи остров баржи обойти уже не могут, и его автомобили переезжают своим ходом. А переехав, грузятся на другой такой же паром и на нем уже добираются до левого берега Печоры.
Наконец приехали капитаны паромов, каждый на своей машине. Но вместо погрузки страждущих на паром стали мыть свои машины. Пока ждали, подъехал еще только один местный УАЗик. Т.е. места на пароме на всех хватает, должно обойтись без скандала. Наконец, грузимся. На первом пароме плату не берут, берут на втором сразу за все. Фотографируем уходящую вдаль Усть-Цильму, переезжаем на остров.
На острове сидит в песке застрявшая еще вчера или позавчера Лада 2115. Я думал, будут просить ее вытащить. Но никто ни к кому не подходил, не просил. Остров шириной метров 200 – 300, быстро гуськом пересекаем его, с ходу грузимся на вторую баржу, и вот мы уже на левом берегу Печоры.
Хотя поселок Усть-Цильма стоит на правом, но сама река Цильма – это левый приток Печоры. Мы находимся недалеко от ее устья, и нам теперь надлежит какое-то время ехать условно вдоль нее. Обычно паром пристает не в этом месте, где сейчас, поэтому мы после выгрузки трясемся по грунтовой полевой дороге вдоль берега Печоры до шоссе на деревню Рочево. Само шоссе представляет собой вполне приличный асфальт, который странно встретить здесь (учитывая, что через райцентр Усть-Цильму проходит грейдер, а в самом поселке асфальтированы далеко не все улицы). На середине пути от этого шоссе влево в сторону деревни Мыла отходит зимник. В принципе, нам туда. Но мы можем сильно сэкономить силы, время, топливо и моторесурс, если доедем по асфальту до р. Цильма, переправимся там на пароме у д. Рочево и двинем дальше по хорошей твердой дороге вверх вдоль левого берега Цильмы до д. Филипово. Там снова нужно будет пересечь Цильму, и с ее правого берега выйти на упомянутый зимник на Мылу, но уже гораздо ближе к ней. Только вопрос – кто нас перевезет в Филипово?
С этим вопросом я обратился к капитану рочевского парома, который пришел за нами из деревни, увидев машины на берегу. Он ответил, что там мы легко переедем Цильму вброд. Ведь нынче засуха и вода низкая. Мы обрадовались и быстренько погрузились на паром. Во время короткой переправы Олег-старший проявил профессиональный интерес к необычному катеру-буксиру по имени «Цилемец», и выяснил, что он построен аж в 1943 году! Конечно, после этого известия мы все кинулись фотографировать его во всех ракурсах.
Кассирши на пароме не было, но она вышла из дома на перекресток улиц в деревне, чтобы встретить обилетить нас. Деревня Рочево – очень большая и красивая, стоит на высоком крутом берегу Цильмы. Останавливаемся у магазина. Кто-то идет за покупками, кто-то – фотографировать. В деревне – мемориал погибшим в ВОВ, а также в других вооруженных конфликтах. Рядом – фотографии ветеранов различных войн и вооруженных конфликтов. В этом маленьком самодельном мемориале далекой лесной старообрядческой деревни отразилась вся беспокойная история большой страны. Кстати, половина имен под фотографиями была типа Галактион, Серапион, Никандр и т.п.
Поговорили с местными мужиками, сделали покупки (мой штурман кстати приобрел махровое полотенце), двинули дальше по берегу Цильмы. За деревней – база дорожников. По такому случаю фотографируем древний прицепной грейдер.
Следующая за Рочево деревня на берегу – Трусово. Тоже довольно большая. Дорога идет вдоль деревни по высокому обрывистому берегу Цильмы. Виды – шикарные.
И вот наконец приехали в Филиппово. Где-то здесь должен быть брод. На карте указаны паромная переправа в черте населенного пункта и брод дальше за околицей. Знаем, что паром не работает. И верно – две ржавые баржи сиротливо лежат на мелководье. Людей на улицах немного. Но вот за поворотом появился местный житель в очках и кепке, деловито шагающий по своим делам. Тормозим.
Мужчина лет за пятьдесят удивлен нашим появлением и еще больше – нашим желанием попасть в Мылу. Долго и обстоятельно рассказывает про броды. Их, собственно, два. Один чуть выше недействующих барж, другой – дальше за деревней, «у камня». Но первый – глубокий. Для тракторов и «Уралов». Нам, по словам дядьки, нужен второй. К нему нетривиальный подъезд. Старается, рассказывает нам подробности. Решаем все же сначала осмотреть первый. Проезжаем баржи, съезжаем на берег. Он галечный, но довольно зыбкий. Штурмана надевают телепузики и идут бродить. Итог разведки подтверждает слова мужика: глубина по грудь и дно вязкое. Галечно-песчаное, но засасывает.По реке идут лодки с Мылы. Люди едут за бензином и покупками. Бабы в белых платках тоже наперебой убеждают нас ехать на другой брод, «к камню». Едем вверх по Цильме, за деревню. Проезжаем покос. Косарей разморило на солнышке. Сворачивает от реки в лес, и кружным путем кое как пробиваемся на берег к воде. Теперь нам по пляжу надо вернуться назад к месту брода. Напрямую съехать туда нельзя – слишком крутой косогор. Тут нас настигает первая поломка. На машине Дениса рычаг раздатки заклинило в каком-то нелепом промежуточном положении. Но машина едет, поэтому пробираемся по каменистым отмелям вдоль берега к искомому камню. Действительно, из воды рядом с берегом торчит большой валун. Рядом с ним галечный островок. Ниже по течению – порог, после которого глубина резко возрастает. Штурмана снова идут бродить. На машине Дениса между тем снимают часть центральной консоли и крышку раздатки с рычагом. Механизм переключения удается привести в чувство. Штурман Дениса Роман по профессии автомеханик, и ему приходится пустить в ход свои рабочие умения и навыки. И далеко не в последний раз!
Штурманы возвращаются и снова уходят. Брод, в общем, не глубокий, но это не очень радует. Очень сильное течение. Ехать надо под углом, по течению. В самом глубоком месте получается сантиметров 60 – 70. Там что-то типа канавы на дне. Дальше существенно мельче. Возникают разногласия по поводу траектории. Моя машина намного выше МПС и не имеет электронных «мозгов». Поэтому я смотрю на это дело проще. Пока судили-рядили, подошло время обеда. Обедаем. Стоит ясный погожий день, пригревает солнышко. С покоса по косогору спускаются косари. Беседуем с ними «за жизнь». У них сейчас самый сенокос, они работают с раннего утра. На жизнь не жалуются. Высказывают свое мнение на счет траектории брода. В целом я с ними согласен. Ребята снова выхаживают в телепузах по дну, а я сажусь на раскладной стул понежится на нежгучем северном солнышке. Когда еще доведется такая возможность?
Тут, кстати, выяснились причины глубоких познания Олега-старшего в водно-моторном деле. На мой вопрос, не речник ли он, нам была поведана такая история. Олег – житель Чебоксар. Каждому известно, что столица Чувашии стоит на Волге, на Новочебоксарском водохранилище. Там вот, в свое время Олег построил самодельный дизельный катер. И отправился на нем со товарищи вверх по Волге, Волго-Балту, Шексне и Северо-Двинскому каналу на Сухону. А по Сухоне – в Северную Двину. А по Двине – до Архангельска. Там нелегально, в обход пограничников по какой-то боковой протоке вышли они в море и пошли на Онежский полуостров. А потом с Белого моря вошли в Беломорканал и по каналу спустились в Онежское озеро. Ну и оттуда по Волго-Балту на Волгу и к себе домой. Экий матерый человечище!
Но вот решились ехать. Олег заклеивает стыки дверей скотчем. Я говорю, что если машина всплывет, ее утащит течением под порог. Поэтому лучше наоборот иметь возможность открыть дверь и притопить ее, чтобы цеплялась за дно. Но он возражает, говорит, что у машины могут от воды сгореть «мозги». А на счет всплытия – так машина тяжелая, не поплывет. Наконец все готово. На берегу разложены наготове две мои «кевларовые» веревки – лебедочный удлинитель и еще более длинный кусок метров на 30. Поскольку к согласию на счет траектории не пришли, предлагаю каждому ехать в соответствии со своими представлениями. Первый на отмель у камня выехал Олег и стал изготавливаться к форсированию. Штурмана с рациями пошли отмечать глубины и камни живыми вешками. Но изготовка и консультации со штурманами что-то затянулись. Так что я не выдержал, объехал Олега по более глубокому месту и пошел наискось через Цильму. На самом глубоком месте передок Ниссана всплыл и его стало разворачивать по течению. Андрюха в рацию кричит: «Правее держи». Я рулю, руль легко выкручивается до отказа вправо, а нос при этом несет влево. Но задние колеса контакта с грунтом не потеряли, поэтому я проскочил «канаву». Вот и передние колеса зацепились за дно, можно корректировать курс. Легко преодолеваю оставшиеся метров 150 мелководья, удачно избегаю встречи с двумя большими подводными камнями и выезжаю на пустынный песчаный берег. Ни капли воды в кабину не попало, двери открывать не понадобилось. Мицубиси переезжают следом безо всяких проблем. Только одна из машин прикладывается все же чем-то о камень. У берега. Обошлось без последствий.
Нарезаем круги по пляжу – постановочные кадры для фото- и видеосъемки по просьбе Дениса. Замечаю, что при этом у машины Олега сильно щелкает ШРУС. Оказывается, он и сам это слышал, но не придавал особого значения. Лезем разбираться. В резиновом пыльнике ШРУСа зияет дыра, в шарнир попали вода с песочком. Роману снова приходится приниматься за работу. Он набивает шарнир новой смазкой, резинку заматывает скотчем.
Время близится к вечеру, а нам еще надо найти выход на зимник до Мылы. Он должен быть напротив деревни, там где баржи и первый глубокий брод. Находим дорогу вдоль берега по лугам, но она нам не нравится. Едем по пляжу у реки, благо песок плотный. Выезд на прибрежную луговину довольно крутой. Но еще круче дорога уходит дальше, в лес. Затяжной глиняный подъем с поворотом и колеями, превратившимися в промоины. Не знаешь, в какую и падать. Крутизна подъема градуса эдак 33. На первой пониженной, на ровном газу, прыгая по камням и промоинам, Патруль заползает наверх. Идущий следом МПС Дениса едва доезжает до середины подъема. Дальше только на лебедке.
Спрашиваю, какое у парней давление в шинах. Оказывается, больше атмосферы!
Наверху нас встречает смешанный лес с преобладанием хвойных деревьев. Выезжаем на зимник на Мылу. На нем стоят дорожные знаки, рядом тянутся какие-то провода. Сейчас очень сухо, большую часть дороги идем на заднем приводе. Только иногда попадаются симпатичные болотца, поросшие мхом, голубикой и тоненькими сосенками. Болота все прогачены, но поверх гати уже довольно толстый слой ила. Нам он не страшен, но МПСы даже один разок подлебедились.
За счет этого отрываемся вперед и довольно скоро выезжаем к реке Мыле. За рекой – одноименная деревня. Отморозень идет смотреть брод. Брод мелкий, в самом глубоком месте едва до колена. Последи реки галечный островок, вернее отмель, обнажающаяся в межень. Через нее и надо ехать.
Переезжаем. Отмечаю это дело стаканом чая из термоса. Тем временем на косогоре над рекой собрался народ. Событие – машина с Большой Земли летом. Зимой-то по зимнику там ездят и Жигули. По крайней мере, я видел один экземпляр в деревне. Поднимаюсь к деревенским, здороваюсь, называю свое имя. Все по очереди начинают подавать руки и представляться. Говорим о нашей экспедиции и о местном житье-бытье. Мужики недовольны реформой образования – деревенскую школу хотят закрыть. У них тут есть школа (пока еще), почта, магазин, фельдшерский пункт. Но связь с внешним миром летом – по реке на лодке. На вершине холма над деревней даже кое-как работает мобильный телефон! Пока болтаем, нас догоняют МПСы. Прощаюсь с жителями Мыли. Но, как оказалось, не насовсем.
За Мылой, как водится, выгон. Пасутся коровы. Приходится открывать и закрывать за собою загородку в ограде из жердей, чтобы скот не разбредался. Здесь еще работает сотовая связь, общаемся с домом, стоя на подножке машины.
Дорога уходит темный лес. Это и есть Тракт. Пока это просто хорошая плотная травянистая грунтовка. Видно, что по ней довольно нередко ездят. Отдаляемся от Мылы на 2 – 3 километра и начинаем искать место для стоянки, поскольку стремительно темнеет. Уезжаю вперед, ищу какие-нибудь полянки, но их не находится. Предлагаю встать прямо на дороге. Но Денис с Олегом находят место на порядок лучше. Они пошли по какому-то невнятному неторному отвороту и вышли на скалистый, поросший соснами и мхом край потрясающего каньона. Это Мыла в верхнем своем течении пропилила себе дорогу среди известковых скал, и теперь течет на дне ущелья с высокими берегами. До воды не добраться, берега почти отвесные, но вид изумительный. При этом здесь светлее, чем в темном лесу, а главное – сдувает насекомых.
Располагаемся на берегу и начинаем отвечать Андрюхин день рождения. Опять мой чай не в моде – рекой льются более интересные напитки. Еды и питья у всех много, каждый старается «облегчить машину», поэтому праздничный ужин удался.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии