Обзор рынка паркетников с точки зрения джиппера.
А теперь перейду непосредственно к теме. А именно покажу какой парк "паркетников" есть на московском рынке. Я их не ранжировал, просто привел в произвольном порядке. Цены указал в среднем для машин 2000г. выпуска и 2006. Описание я сделал очень поверхностным! Чтобы конкретно говорить о моделях, сначала их надо определить.
SUZUKI В эту марку я включил 2 модели - многочисленное семейство Grand Vitara и Jimny.
Suzuki Vitara
Появилась Grand Vitara в 1998 году, сменив просто Vitara. Машины бывают с 2мя типами кузовов - 3хдверные и 5тидверные. В интересующий диапазон (2000-2006г) попадают сразу два поколения этих машин - до 2002 года и после 2002. Машины первого поколения ничем особо от второго не отличаются. Рестайлинг коснулся лишь немного внешности, поставили иную панель приборов и переработали ходовую. Машины первого поколения будут чуть дешевле, второго - дороже. Клиренс - 195мм, сзади неразрезной мост, спереди - "многорычажка". Ходовая ходит более 150тыс. Расходники - резинки и "шаровые" Особенностью Витар является подключаемый полный привод. Все как на УАЗе - на асфальте машина заднеприводная, но когда возникает необходимость можно подключить передний мост. Двигатели Grand Vitara: Р4 1,6л 94л.с, Р4 2.0 128л.с и V6 144л.с. Ставят так же турбодизель от Мазды - Р4 87л.с. Самый распространенный - 2х литровый двигатель. Но трехдверку можно взять и с 1,6литровым мотором (в РФ только с таким мотором поставляли 3хдверки). Танюхх, заостряю твое внимание, что 2хлитровый движок с ЦЕПНЫМ приводом ГРМ и гидронатяжителем! Некачественное масло или отложения в магистрали "убивают" этот натяжитель очень быстро. Поэтому надо почаще менять масло, иначе ремонт в пару "килобаксов". Цены лежат в диапазоне от 14000$ до 28000$
Suzuki Jimny
это ДЖИП! И этим все сказано. Он РАМНЫЙ и у него ДВА ПОЛНОЦЕННЫХ МОСТА! Это единственный "паркетник", который так серьезно подготовлен к бездорожью. Так же, как и Vitara, у Jimny подключаемый передний привод + есть пониженная передача. Клиренс - 200мм! Но есть у этого "монстрика" минус - это очень маленькая машина. Рассчитана скорее на двоих ездоков. Объем багажника составляет всего 113 литров! Не всякий чемодан туда можно положить. Двигатель - только один: Р4 1,3л 86л.с
Цены лежат в диапазоне от 11000$ до 20000$ (за совсем новый авто)
Mitsubishi В эту марку я так же включил 2 модели - семейство Outlander и Pinin.
Mitsubishi Outlander
Outlander появился в 2003 году. Ничем особым он не выделяется. Типичный SUV. Спереди "МакФерсон", сзади - многорычажная подвеска. Кстати, KiAlex ошибается, думая, что у этой машины постоянный ПП. Как у большинства SUV, привод заднего моста осуществляется через виско-муфту. Поэтому большую часть времени Outlander переднеприводный. Жестко заблокировать виско-муфту нельзя, поэтому рассматривать эту машину как вседорожник тоже нельзя. Клиренс - 195мм В конце 2006 года появилось 2ое поколение Outlander-ов. Тем не менее, эти два поколения будут производить параллельно. Двигатели: Р4 2,0л 136л.с, Р4 2,4л 160л.с и Р4 2,0 с турбонаддувом 240л.с С мотором 2,0л Outlander откровенно "кислый" на трассе, поэтому советую брать с двигателем 2,4л. Цены лежат в диапазоне: от 21000$ до ?
Mitsubishi Pinin
Этот автомобиль увидел свет в 1998 году. Хоть права на модель и принадлежат японской компании, разрабатывалась и производится эта машина в Италии. В 2002 году машина пережила модернизацию.
Лично я соотношу этот автомобиль с Suzuki Jimny - у них много общего. Pinin тоже своего рода внедорожник. У него интегрированная рама с кузовом (как на чироке), есть задний диф повышенного трения и пониженная передача. Клиренс - 200мм. Подвеска: спереди "МакФерсон", сзади "многорычажка". Кузова бывают 3х или 5тидверные. Но самое главная изюминка Pinin-а в другом. Ему досталась трансмиссия от "старшего" брата ( классический Pajero)! Я имею ввиду трансмиссию SuperSelect. Естественно, она не перенесена в чистом виде с Pajero. Superselect - это очень хороший довод в пользу того, чтобы купить этот автомобиль. Правда, стоит заметить, что с 2002 года многие Pinin-ы перестали ею оснащаться. Dместо SuperSelect стали ставить обычный межосный диф с "блоком". Так же: толи 2003, толи с 2004 года в РФ Pinin-ы официально завозить перестали. Двигатели: Р4 1,8л (3хдверки только с ним) 114 л.с. и Р4 2,0л 129л.с. Цены лежат в диапазоне: от 13000$ до 22000$ Танюхх, я советую обратить на этот автомобиль особо пристальное внимание как на "паркетник" для города.
SUBARU FORESTER
Появилась эта машина в 1997 году. Но в 2000 году был сделан рейсталинг модели, поэтому машины до рейсталинга не очень интересны. В 2002 году вышло второе поколение Forester-ов и цены на машины 1го поколения значительно упали. Второе поколение визуально мало чем отличается от 1го, но вот ходовую на машинах после 2002 года переделали существенно. Замечу, что в 2005 году вышло уже 3 поколение этих машин. Но его я затрагивать не буду. В целом, я не считаю Forester "паркетником". Это скорее легковой универсал, которому дали полный привод, чтобы он мог в заснеженную горку залазить самостоятельно. Тем не менее, просвет у Forester-а составляет 190мм. А его бампера не красят в цвет кузова, поэтому нет риска их поцарапать. Ходовая - спереди типа "МакФерсон", сзади "многорычажка". С трансмиссией возможны варианты - если выбирать машину с "автоматом", то в пару с ним работает самоблокирующийся диф. А вот если брать машину с МКПП, то там будет стоять обычная виско-муфта. И еще. Танюхх учти - все двигатели Subaru ОППОЗИТНЫЕ! Т.е сразу стоит забыть о любом "гаражнем" сервисе. Замена ремня генератора - это целая наука на этих двигателях. А замена свечей связана с небольшой разборкой двигателя. Двигатель: Т4 2,0 125л.с и Т4 2,0 с турбонаддувом 175л.с. После 2005 года: Т4 2,0 158л.с и Т4 2,5 с турбонаддувом 310л.с Цены: от 18000$ до приблизительно 40000$ Я так же советую присмотреться к этой машине. Это еще не SUV, но уже и не "недопривод"
Продолжаем:
NISSAN X-TRAIL
Самый маленький из семейста SUV от Nissan-а. Появился совсем недавно - в 2001 году. В 2003 году пережил рейсталлинг - большей частью обновили внешность. Ходовая типична для современного "паркетника" - спереди "МакФерсон", сзади "многорычажка". Хотя X-trail и является асфальтовым джипом, все же он пытается делать замахи на покорение легкого бездорожья. Этому способствует клиренс в 200мм и возможность управлять режимами трансмиссии. Распределение крутящего момента аналогично Outlander-у - виско-муфта ведает задним приводом. Т.е. большую часть времени X-trail переднеприводной автомобиль. Но в отличии от Outlander-а, в Nissan-овском "паркетнике" виско-муфту можно заблокировать вручную. Тогда можно добиться жесткого распределения момента в соотношении 57%43% меж осями. Что существенно повышает шанс выехать из "засады". Трансмиссия так же позволяет полностью отключить привод задних колес ездить чисто на переднем приводе. Двигатели: Р4 2,0л 140л.с, Р4 2,5л 165л.с и Р4 2,2л турбодизель 136л.с Интересны КПП, которыми оснащали X-trail. Если с двигателями 2,0л и 2,5л шла либо 5тиступенчатая "механика", либо 4хступенчатый "автомат", то турбодизель оснащали 6тиступенчатой "механикой". цена: от 17000$ до 30000$
Hyundai Santa Fe
Строили эту машину под североамериканский рынок, к нам она попадала по "остаточному принципу". Santa Fe относится к числу немногих компактных SUV, которые могут похвастаться V-образной "шестеркой" под капотом. рвать будешь всех. Машина появилась в 2001 году, а в 2004 году пережила первый легкий рейсталинг. В 2007 году на рынок вышло 2 поколение Santa Fe. И это очень хорошо, из-за появления машин второго поколения цены на вседорожного 2001-2006г. выпуска снизились. В 2007 году 1ое поколение Santa Fe начнут собирать в РФ, на ТАГаЗ-е. Трансмиссия так же сделана в духе современного "паркета" - поперечно расположенный двигатель, постоянный передний привод + привод на заднею ось через виско-муфту. Кстати, виско-муфту можно вручную заблокировать, что является "внедорожным" плюсом трансмиссии Santa Fe.
Ходовая - "МакФерсон" спереди, "многорычажка" сзади. Клиренс 190мм.
Кстати, стоит упомянуть, что есть Santa Fe с приводом только на переднею ось. Таких машин к нам официально не завозили. Еще - Santa Fe признан ЗР внедорожником 2006 года. Двигатели: Р4 2,0л 136л.с (официально не поставлялся), Р4 2,4 140л.с, V6 2,7л 170л.с и Р4 2,0 турбодизель 112л.с (официально не поставлялся).
Цена: от 14000$ до 30000$
Полагаю, "лакомый кусочек" в качестве городского вседорожника.
Ford Maverick
Еще одно североамериканское детище. Так же шел с двигателем V6. В диапазон 2000-2006 года укладываются сразу 2 поколения Ford Maverick. Первое поколение (по счету второе, первое 1994-2000г.) выпускалось с 2001 по 2004 год, второе - с 2004 по наши дни. О втором поколении писать не буду. Maverick оснащен постоянным полным приводом, привод задних колес осуществляется через виско-муфту. Для преодоления сложных участков дороги ее можно заблокировать. В отличии от многих "паркетников", у Maverick-а 2001-2004 года бампера в цвет кузова не красили. Клиренс 210мм.
Ходовая - перед а-ля "МакФерсон", зад "многорычажка"
Двигатели: Р4 2,0л 130л.с и V6 3,0л 200л.с
Коробки передач большей частью "автоматы".
Цена: от 17000$ до 28000$ за машины 2го поколения.
HONDA
Выпускает два симпатичных "паркетника" - HR-V и CR-V.
Лично мне автомобили Honda очень нравятся за счет применения нестандартных технических решений в своих машинах. Но обо всем по порядку:
HONDA HR-V (Hi-rider Revolutionary Vehicle)
HR-V - ответ Honda на появление и стремительное расширение нового сегмента на рынке "паркетников" - сверхкомпактные SUV. В них больше от легкового универсала, чем от вседорожника. История модели началась в 1998г., когда появилась 3дверная версия. В 1999г. к ней добавили еще и 5дверный вариант. Так же разнообразили выбор моторов - теперь их стало два. В 2001 был 1й легкий рейсталинг модели. В 2003 - 2й незначительный рейсталинг модели: изменили панель приборов и добавили спойлер. В этом же году перестали выпускать 3дверки. В 2006г. HR-V сняли с производства. Каких-либо болезней у HR-V не отмечено. Единственной проблемой может стать то, что в трансмиссии используется много различных уникальных рабочих жидкостей. Двигатели: Р4 1,6л 105л.с и Р4 1.6л 125л.с.
Оба двигателя требует замены ремня ГРМ каждые 100тыс. км. Каждые 200тыс. км надо менять помпу. Собственно, и все. Каждые 10тыс. км замена масла. Для справки - 125сильный двигатель Honda является одним из первых в мире двигателей с регулируемыми фазами газораспределения (VTEC).
Если говорить о ходовой, то сперва стоит отметить применение инженерами Honda необычной схемы задней повески - т.н. схема "Де Дион". "Де Дион" - это зависимая подвеска, в которой диф установлен не в самой балке моста, а на отдельном подрамнике (как на "Ниве"). Выглядит это так - колеса крепятся к выгнутой балке моста, а-ля задняя балка ВАЗ-21089, сам "мост" закреплен с помощью классических рычагов - продольных и поперечного. Над балкой моста на подрамнике закреплен диф, который передает крутящий момент на колеса с помощью обычных ШРУС-ов. На ходу - это обычная зависимая подвеска. Преимущество такой схемы - прочность "моста", но при этом гораздо меньшая неподрессорная масса конструкции. Поскольку диф не является частью ходовой. Еще один плюс схемы "Де Дион" - практически вечный карданвал. С передней подвеской HR-V все проще - обычный "МакФерсон". Из деталей, иногда требующих замены стоит отметить следующие: втулки стабилизатора служат по 40-50тыс. км, раз в 80-100тыс. км надо менять его [стабилизатора] стойки, шаровую вместе с рычагом и сайлент-блоком меняют где-то раз в 150тыс. км. Стойки самой подвески служат более 100тыс. км.
Велична клиренса все ж невелика - 190мм.
Танюхх, касаясь трансмиссии HR-V, обрадую тебя и скажу, что обычной планетарной АКПП на эту машину не ставили. Honda вместо АКПП предлагала свою изюминку - вариатор CVT. Другими словами - бесступенчатая трансмиссия. "Фишка" в том, что нет фиксированных передач, как у МКПП или АКПП - 1ая, 2ая и т.п. Вместо этого изменение передаточного отношения коробки CVT от 2,47 до 0,47. Т.е разгон будет как у троллейбуса или поезда метро - плавный, без рывков, связанных с переключением передач. Единственное, о чем хочу тебя предупредить - вариатор не переносит рывков и дерганий. Т.е тебе придется перестроить свою рваную, резкую манеру работы с "газом". Иначе в вариаторе очень быстро изнашивается механизм реверса и стартовое сцепление. Ремонт их невозможен, только менять вариатор в сборе, а это 3-4 "килобакса". Из обслуживания требуется лишь раз в 40тыс. км менять масло.
Причем, до 2002 надо заливать спецмасло CVT Transmission Fluid, а с 2002 - только ATF Z1. Есть HR-V и с "механикой", но таких машин сильно меньше. И опять - раз в 40тыс. км надо менять масло в коробке. Заливать можно только оригинальное масло - Manual Transmission Fluid (MTF). Тогда коробка без проблем проходит 300тыс. км. Сцепление с МКПП ходит не менее 150-180тыс. км.
Завершая разговор о трансмиссии, стоит рассказать о схеме включения полного привода у HR-V. В обычной дорожной жизни машина переднеприводная. Но как только разница вращения передних и задних колес составит 2,5%, происходит подключение заднего привода. Это организовано так - есть 2 насоса. Один приводится от карданного вала, другой - от задних колес. Едем по асфальту - давление, создаваемое 2мя насосами, одинаковое. Как только начинается пробуксовка передних колес, давление насоса, приводимого карданвалом, становится больше, чем давление насоса задних колес. Разница давлений задействует механизм подключения заднего привода. Как только давление снова выравнивается, то привод отключается. Работы по обслуживанию этого механизма сводятся к замене рабочей жидкости в насосах раз в 100тыс. км. Но если сзади при поворотах начинает раздаваться "хрюкающий" звук, то надо менять жидкость вне зависимости от пробега. Жидкость уникальная - VTM4. Допускается использование жидкости DPSF, но тогда ее надо менять раз в 50тыс. км. Кстати, в ГУР тоже надо заливать специальную жидкость - Power Steering Fluid (PSF). Классическую ATF использовать нельзя! Загубит весь привод.
Еще одним немаловажным преимуществом Honda HR-V является цинковый кузов. Если не попадать в ДТП, то 7-10 лет коррозии не будет.
В целом HR-V практически беспроблемный автомобиль. Надо лишь соблюдать интервалы замены спецжидкостей. Цены лежат в диапазоне: 12000$-25000$
HONDA СR-V (Comfortable Recreational Vehicle)
Второй "паркетник" в модельном ряду Honda. Хотя, более верным будет утверждение - первый. Поскольку появилась машина в далеком 1995г. В 1998г был рейсталинг модели. В 2000 был 2й незначительный ресталинг. А вот в 2002 году выпуск 1ого поколения CR-V прекратили. На смену пришло второе поколение этих "паркетников". Рассматривать придется оба поколения.
CR-V 1995-2002г. выпуска.
В отличии от HR-V, Honda CR-V куда более прозаичный в техническом плане автомобиль. "Паркетник" построенный по классическим канонам. Начнем с двигателя - он у CR-V всего один. Зато в 2х исполнениях: 1995-1999г - Р4 2,0л 114л.с, 1999-2002г - Р4 2,0л 147л.с. Ничем интересным в плане ремонта мотор не поражает - каждые 10тыс. км менять масло. Каждые 100тыс. км менять ремень ГРМ. И каждые 200тыс. км менять помпу и натяжной ролик. Иногда надо регулировать клапана. Все. Кстати, двигатели 1995-1999г. "едят" бензин с октановым числом 92. А вот после 1999г года можно заливать только бензин АИ-95.
Ходовая тоже вполне "в духе времени". Хотя, некая Honda-ская изюминка присутствует - спереди подвеска 2хрычажная (а-ля "Жигули"), а не "МакФерсон" (а-ля ЛАДА-САМАРА), как на большинстве "паркетников". Такой тип подвески обеспечивает комфорт на дороге (упор не в арку, а в верхний рычаг) и лучшую управляемость машины (особенности кинематики подвески). К 100тыс. км требуется заменить шаровые и сайлент-блоки. Аммы ходят неопределенно долго. Сзади тоже "2рычажка", только с эффектом "самоподруливания". Проблема задней ходовой - сложная настройка углов колес.
Трансмиссия. CR-V переднеприводной автомобиль. В случае пробуксовки электроникой подключается задний привод через виско-муфту. Особых хлопот этот узел не доставляет. Танюхх, к сожалению почти все CR-V оснащены АКПП. "Механика" встречается редко. С другой стороны, могу порадовать - Honda-кие АКПП выполнены по схеме МКПП, т.е с параллельными валами, поэтому они значительно проще и дешевле в ремонте, чем планетарные АКПП.
В АКПП надо менять масло каждые 40тыс. км - используется обычная ATF. В МКПП тоже надо менять масло каждые 40тыс. км - использовать, как и на HR-V, только Manual Transmission Fluid (MTF)
Про ШРУС-ы следует знать, что они практически вечные. Надо лишь следить за состоянием пыльников.
Из проблем CR-V стоит отметить разве что бысто сгнивающий выхлопной тракт. Как и HR-V, кузов CR-V тоже покрыт цинковым защитным слоем. Поэтому ржавчина на машине указывает на то, что она побывала в ДТП.
CR-V 2002-2006г. выпуска.
Второе поколение CR-V. Коренным образом отличается от первого. Абсолютно иной кузов, другие габариты, иные двигатели и иная схема передней подвески. Двигатели. Теперь их стало три: Р4 2,0л 150л.с, Р4 2,4л 160л.с. и Р4 2,2л турбодизель 140л.с (в РФ не поставлялся).
Все, что было сказано про двигатели первого поколения справедливо и к этим моторам. Ходовая. Изменения тоже существенные: на смену 2рычажной передней подвески пришла подвеска типа "МакФерсон". Изменилась и задняя подвеска.
Трансмиссия - новые АКПП и МКПП. Ничего конкретного о них сказать не могу. До 2005г. механизм подключения заднего моста оставался таким же, как и на машинах первого поколения, т.е виско-муфта. С 2005г. применен новый кулачковый привод. Цены: 2000-2002г. от 14000$ до 22000$; 2002-2006г. - 20000$ - 35000$ Как видно из цен, после выхода на рынок 2го поколения Honda CR-V, стоимость бу первого поколения существенно упала.
TOYOTA RAV4
Имя этой машины стало нарицательным для целого класса авто - "паркетники". О каком бы "паркетнике" не заходила бы речь, его обязательно сравнивают с RAV4. Именно в RAV4 были впервые воплощены в жизнь все те принципы, которые впоследствии будут признаны классикой для этого класса городских вседорожников. Но ближе к теме. Всего на сегодняшний день существует 3 поколения RAV4. Третье поколение вышло в свет в 2006г. и поэтому еще слишком свежее, что бы его покупка укладывалась в 20000$. Следовательно, рассматривать его не имеет смысла. А вот два других поколения изучить стоит. Первое поколение RAV4 1994-2000г.
Начну, по традиции, с истории: 1994г. - рождение RAV4, кузов только трехдверка. 1995г - появился 5дверный кузов. 1996г. - увеличена мощность двигателя, 1998 - ресталинг, появился новый кузов-кабрилет. 2000г. - 1ое поколение сняли с производства. Двигатель на машины первого поколения ставили всего один, но в 2х разных версиях: с 1994-1996г - Р4 2,0л 128л.с. 1996-2000г. - Р4 2,0л 165л.с.
Мотор очень неприхотлив и надежен. Надо лишь раз в 10тыс. км менять масло. Раз в 100тыс. км - ремень ГРМ (при обрыве ремня поршни с клапанами не встречаются). И раз в 200тыс. км менять помпу и натяжной ролик ремня ГРМ. Свечи живут по разному, но не более 20тыс.км.
Еще стоит раз в 100тыс. км промывать форсунки - это увеличит их срок службы. ОЖ стоит заменять раз в 40-50тыс. км. Трансмиссия RAV4 очень проста - обычный межосный диф (как на LR) с возможностью блокировки. Единственное обслуживание - раз в 40тыс. км надо менять масло. С такой же периодичностью надо менять масло в "коробке" (АКПП или МКПП) и картере переднего и заднего мостов. В МКПП, межосный диф и картер переднего моста надо заливать масло TAF-X 75W90 GL-5. В задний мост - SAF-XJ 75W140 GL-5. В АКПП требуется заливать специальное масло - серия "Т".
ШРУСы неопределенно вечны, если цел пыльник. А ступичные подшипники ходят не менее 150тыс. км. Кстати, как опция в задний мост RAV4 устанавливался диф повышенного трения. Были и переднеприводные RAV4, но встретить их практически невозможно.
RAV4 оснащен независимой 2х рычажной подвеской передних и задних колес. Каких-либо хлопот она не доставляет. Но лихую езду по ямам и бардюрам стоит избегать - в ремонте подвеска дорога. Из расходников стоит отметить втулки переднего стабилизатора (80-100тыс. км) и задние аммы (100-120тыс. км). Не лишним будет раз в 50-60тыс. км проверить углы установки колес. Клиренс - 200мм
Второе поколение RAV4 2000-2006г.
2001г - появился турбодизель. 2004г. - рейсталинг. 2006г. - 2ое поколение сняли с производства. RAV4 второго поколения получил новую гамму моторов: Р4 1,8л 125 л.с (в РФ не поставлялся), Р4 2,0л 150 л.с и Р4 2,0л турбодизель 116 л.с (в РФ не поставлялся). Отличительной особенностью бензиновых двигателей 2го поколения является привод ГРМ - теперь это цепь, и наличие системы изменения фаз газораспределения. Облуживание сводиться к замене масла каждые 10тыс. км и замене цепи ГРМ с натяжителем раз в 150тыс. км. Трансмиссия RAV4 2го поколения особых изменений не притерпела. Единственное, что существенно изменилось - механизм блокировки межосевого дифа. Теперь им управляет электроника, основываясь на разнице вращения передних и задних колес. Ручная блокировка пропала. Все, что говорилось об обслуживании трансмиссии машин 1го поколения, относится и к машинам 2го поколения. Подвеска машин 1го поколения с изменениями перешла и на машины 2го поколения. Ничего нового при этом не добавилось. По прежнему не стоит скакать по ямам и ухабам.