Сибирский тракт: от Вологды до Устюга.

Дата поездки
02 авг 2020
Регион поездки

Друзья!
Смонтировал первую серию из серии фильмов про Великий Сибирский тракт. В этой части рассказ о маршруте самой северной ветки тракта, по которой мне удалось проехать от Вологды до северного Урала. Предлагаю вашему внимаю, буду признателен за ваши комментарии!


Фотографий в этот раз очень мало, в основном все снимал на видео. Тем не менее небольшой отчет все таки получится.
Этот маршрут был выбран не случайно. Уже много лет я с друзьями из клуба Внедорог путешествуем по старинным дорогам. За это время мы преодолели не один десяток таких маршрутов. Но самой большой, самой протяженной во времени и пространстве является Сибирский тракт. Этим названием объединена целая цепочка путей, которая в вела из центральной России в Сибирь. Более того в разных местах дороги в Сибирь назывались по разному: Московский тракт, Царская дорога, Екатерининская дорога, Владимирка. Я отправился по одной из самых старых веток этой дороги через Вологду и Великий Устюг.

 

 

Давайте чуть подробнее рассмотрим историю и пути сибирского тракта. В своем рассказе я буду опираться на замечательную книгу Леонида Рыженко “Великий Сибирский тракт: справочник”.
Самые древнейшие маршруты на Руси были водно-волоковыми, проходили по рекам. Но с увеличением товарооборота и частоты перевозок возникла потребность в сухопутных маршрутах. Исторически процесс возникновения путей протекал следующим образом — сначала вдоль рек возникали поселения, затем между ними появлялись локальные дороги и в итоге они объединялись в единую дорогу. Впоследствии отдельные участки выпрямлялись для ускорения и упрощения пути. Таким образом дорога жила во времени. постоянно меняя свой маршрут.

 

Для полноты картины стоит рассмотреть другие ветки Сибирского тракта. От Устюжны в Сибирь шло две дороги Упомянутый выше северный путь через Вологду на Великий Устюг, Кай-городок, Соликамск, Верхотурье и Тюмень. (красный трек на карте) . И более молодая ветка от Устюжны шла через Ярославль-Вятку-Дебесы и далее на Екатеринбург. (синий трек). По этому пути я ездил во время своей поездки Россия сквозь века в Магадан.
И уже совсем молодая ветка шла по знаменитой Владимирской дороге через Владимир, Нижний Новгород, Казань и также выходила к Дебесам (желтая ветка). По этой дороге я возвращался обратно и о ней расскажу подробно чуть позже.
Вологда
Как я уже говорил, мой маршрут начался из Вологды. Считается, что год основания города – 1147 Городище находилось на перекрестке водных путей, занимало выгодное географическое положение. С 1264 по 1456 годы считалось новгородским владением. Но тверские и московские князья вели междоусобные войны с Новгородом за обладание вологодской волостью. С появлением Санкт-Петербурга Вологда утратила прежнее значение центра международной торговли.

 

Кадников
Вологда достойна отдельного рассказа и когда нибудь я более подробно в ней остановлюсь. Но время поджимало, я точно не знал что меня ждало на маршруте, потому отправился дальше. Мой путь лежит по трассе М8. Старая дорога практически совпадает с моим маршрутом, разве что она петляла через цепочку деревень. Я решил заехать в старинных город Кадников, который привлек меня тем что в нем была создана своя негосударственная почта.

Без каких-либо государственных субсидий земство приобретало лошадей, кареты, сани, строило станции и конюшни, содержало ямщиков, чиновников и даже выпускало свои марки шести рисунков.

 

Правда, земским ямщикам было запрещено ездить по казенным дорогам, а почтальонам не разрешалось иметь на сумках эмблему в виде почтового рожка.

Мольская церковь
Из Кадникова тракт выходил по улице Льнозаводской и шел через большую череду мелких деревень. В Чекшино была развилка — на север шла дорога в Холмогоры и Архангельск, а на восток уходила дорога в Сибирь. Сделал небольшую остановку у остатков Мольской церкви. Некогда крупная мольская волость располагалась на самом краю Тотемского уезда. Церковь сильно разрушена, но тем не менее можно полюбоваться уникальными элементами, которые получили широкое распространение во всей Тотемеской архитектуре. Речь идет про элемент, называемый картушем. Картуш — элемент декора стиля барокко. Он выглядит как свиток с завитками, на котором помещают гербы, иконы, сюжеты настенной живописи, надписи. В отличие от обычных — лепных, резных или рисованных — тотемские картуши представляют собой часть кладки стены, обрамленную кирпичом. На фото они хорошо видны в правой части кадра.

 

Тотьма
Добрался до Тотьме — некогда богатейшего благодаря солеварным городу.

 

Хотя изначальное богатство городу принес пушной промысел — лисица на гербе именно в честь этого.

 

Город расположен на реке Сухоне. Хотя исторически старый город был в 17 км ниже по течению.

 

Снова в путь.

 

 

Машин на трассе немного, еду в удовольствие.

 

 

Опоки
Знаменитые геологические обнажения на реке Сухоне.

 

 

Тут отвел душу и вдоволь покружил над этим местом на коптере. В видео все есть))

 

Сухона уплывает кудато вдаль.

 

 

Гледенский монастырь
Мой первый этап пути закончился в Великом Устюге. Точнее про Устюг я расскажу чуть позже, но чуть не доезжая его я посетил старинный Гледенский монастырь.

 

Итого первый этап Сибирского тракта на карте.

 

На этом пока все. Самое интересное впереди — от Устюга через Лальск и Кажым не там много путешествий. Я для себя открыл этот путь впервые. Но об этом в следующей серии.
Желаю приятного просмотра фильма и всем удачи вне дорог!

ПоделитьсяFacebookTwitterShare