Вятский тракт. История старинных маршрутов и село Бушнево.

Дата поездки
01 Май 2020
Регион поездки

Месяц назад мы в составе трех подготовленных внедорожников отправились в Костромскую область по старинному Вятскому тракту. Тракт и села потерянные во времени и пространстве… К тому же время поездки мы выбрали самое "сочное" — там на майские по сути была ранняя весна, даже лежал снег и был лед до 50мм толщиной.
Сделал первую часть фильма об этой поездке. Немного об истории старинных трактов, проходивших через эти места, истории села Бушнего и конечно же оффроуд рубилова. Пять дней мы провели, перемещаясь по сути на лебедках. Предлагаю вашему вниманию первую часть фильма "Вятский тракт"

Для меня это путешествие не просто еще один оффроудный исторический маршрут. Дело в том что еще 2018 году совершаю свою экспедицию Россия сквозь века по маршруту из Москвы в Магадан я ставил своей целью проехать старинным Сибирским трактом большую часть пути. Конечно тогда речи не шло о том чтобы преодолевать экстремальный оффроуд маршрут был слишком длинный а времени было слишком мало. Но сейчас спустя пару лет я вновь смогу вернутся к той исторической поездки и пройти еще один небольшой кусочек великого Сибирского тракта.

Полный размер

Речь идет о более старой северной ветке Сибирского тракта, которая шла из Великого Новгорода. В своем обзоре я буду использовать материалы из книга «История дорожного дела в Вятском крае в шестнадцатом-двадцатом веках. Гужевые и автомобильные дороги». Итак в пятнадцатом веке Московское государство постепенно начало расширять свои границы на северо-восток — дикий лесной край. Так в 1489 году были присоединены земли Вятского края. Первыми дорогами, связавшими наш край с центром Московского государства, были две: одна через Галич — более короткая, но менее удобная; другая кружная через Великий Устюг. Затем в восьмидесятых годах шестнадцатого столетия выявилась дорога на Казань, завоеванный еще в 1552 году. Мы планировали пройти кусок старинного тракта от Галича до Кологрива.

До города Галича, откуда начинается наш оффроудный маршрут, мы отправились не совсем стандартным путем. Наш маршрут пролегал из Москвы до Ярославля, а затем мы ушли по шоссе в сторону города Любим и далее через старинный город Буй до Галича. Тут дорога ужасно разбита, местами был грейдер. Расстояние по этому маршруту почти 500 километров. Мы выехали с вечера и уже днем следующего дня были в Галиче.
С первых метров стало понятно что поля раскисли, ехать по раскисшей колле невозможно даже на спущенных МТ шинах. Решили ехать по краю поля по траве.

Полный размер

Мы вернулись обратно на трассу, проекхали несколько километров и свернули на грейдер в сторону деревень Ваганово и Кишкино. Поначалу дорога была хорошей, о чем дальше ехали тем становилась все хуже и хуже

С первой попытке пройти Вятский тракт не получилось. Примерно метров 200 мы проехали на машине и еще километр прошли пешком — сплошное грязевое месево, где двигаться можно только на лебедке.

Утром мы продолжили свой путь в сторону села Бушнево, цели нашего маршрута. Мы поехали окружной дорогой через урочище Починок и Зикеево, Эта дорога была в намного лучшем состоянии чем старинный тракт. Но это было недолго. Вскоре на дороге обнаружили снег, а многочисленные ручьи через дорогу протекали под коркой льда. Лед уже не держал машину, но не давал ей двигаться вперед.

Полный размер

Снова в ход шла лебедка.

Маршрут этого дня составил чуть меньше 10 километров, но чтобы проехать его потребовался целый день.
Где это было возможно мы объезжали колею по полям.

Полный размер

Двигаться можно было только ходом, разогнавшись до 30-40 километров в час. Малейшая остановка и машину уже не двигалась вперед. Почва была настолько влажная, что даже не буксуя колеса срывали сухую траву и погружались в грунт.

Почти к вечеру мы достигли Бушнево и отправились на осмотр.
Село Бушнево одно из старейших. Оно упоминается 16 октября 1545 г. в жалованной грамоте московского великого князя Ивана Васильевича (Грозного), когда Бушнево с деревнями Ваганово, Круглышево, Вислоухово и др. было пожаловано галичским помещикам Василию и Ивану Карандашевым (Свиньиным). В грамоте Грозного подтверждается, что Бушнево с деревнями пожаловано Свиньиным еще отцом Грозного, великим князем Василием Ивановичем, «но тое де у них грамоту взяли казанские татаровя, и деревни воевали, и людей в полон поимали». Известно, что татары совершили набег на Галич в 1522 г.

Полный размер

Село Бушнево имеет два храма, оба каменные, с отдельно стоящею между ними колокольней:

Холодный храм построен в 1818 г. прихожанами совместно с Петербургским почетным гражданином Петром Васильевичем Лесниковым. Теплый храм построен в 1833-36 годах на средства церкви и прихожан.

Оба храма обнесены отдельными каменными оградами. Кладбище вне селения, на расстоянии пол версты от храмов, окопано рвом и обнесено деревянным палисадом.

Полный размер

До наших дней сохранились остатки цветных витражей в дверях.

Внутри церкви также сохранились многичисленные церковные предметы : корешки от поминальных листков, чернильницы и многое другое.

На этом завершились первые дни нашего пути по Вятскому тракту. Мы еще не подозревали что это была самая простая часть маршрута. Забегая вперед я скажу что на следующий день нас ждал брод через реку, где вода заливала по капот, вытаскивание машины, провалившийся под лед несмотря на май месяце, почти 5 часов прохождения отрезка в 300 метров, да в придачу одна из Тойот перестала заводится. А еще нас ждала очень неожиданная находка в глуши. Но об этом в следующей серии.

Полный размер

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и всем удачи вне дорог!