Тверецкий бечевник: внедорожный исторический маршрут

Дата поездки
28 мар 2020
Регион поездки

Перефразирую известный анекдот "Весна в этом году была жаркой, и выпала как-раз на выходные".
Так вот, природу в центральном регионе сейчас колбасит — зима малоснежная и теплая, зато весна холодная. Но конце марта выдалось пара удивительно теплых дней и так повезло, что они выпали на выходные. Нельзя было сидеть дома и я отправился путешествовать в Тверскую область по старинному историческому маршруту вышневолоцкой водной системы вдоль реки Тверцы.
По итогам этой поездки смонтировал небольшой фильм. О маршруте, об истории вышневолоцкой системы и конечно же о знаменитых валунных мостиках, находящихся на Тверецком бечевнике.


Когда-то это был накатанный тракт, сейчас же идет просто колея вдоль Тверцы.

 

 

Но даже сейчас встречаются куски, вымощеные булыжником. до наших дней сохранились старые валунные мостики через многочисленные ручьи, как напоминание об оживленном в прошлом тракте.

 

Дорога вьется по берегу Тверцы.

 

За Торжком река Тверца уходит на восток, течёт по покрытой хвойными и смешанными лесами равнине, стремясь к Волге практически параллельно ей и её левому притоку — реке Тьме

 

Очень много симпатичных мест для стоянок на берегу.

 

Маршрут проходим на любом внедорожнике в любое время года, разве что по весне таит в себе несколько непростых внедорожных участков. Участок от Медного до Торжка можно неспешно пройти за выходные, есть масса заездов и выездов с этого маршрута.

 

Именно поэтому он наиболее популярен среди джиперов.

 

Однако есть и другие участки Тверецкого (или как его еще называют Сердюковского) бечевника выше по течению, где также встречаются каменные мостики.

 

В древней Руси основными путями сообщения были реки и озёра.В своем видео про Ухтомский тракт я подробно описывал водно-волоковые пути северо-западной части России. Водный путь в районе Вышнего волочка существовал издревле. Суда шли вверх по волге, затем по Тверце до вышнего волочка, где их перетаскивали волоком до реки Цна, товары же выгружали и перевозили по суше. река Цна открывала доступ через озеро Мстино и реку Мста в озеро ильмень, а по нему – в исток реки волхов до новгорода. Именно этот путь и стал основой для Вышневолцкой водно-транспортной системой, которая соединяла новую столицу империи Санкт-Петербург с остальной страной в XVIII—XIX веках

 

В течение всего XVIII в. вышневолоцкая система была единственным соединительным путём между бассейном волги и Петербургом. В период 1703-1708 годов в районе Вышнего Волочка был построен целый комплекс гидротехнических сооружений. Прежде всего, был прокопан Тверецкий канал, соединивший Тверцу с Цной, и, таким образом, впервые соединивший два моря — Каспийское и Балтийское.
Чуть позднее ей на смену пришла Тихвинская и Марианская водные системы. Но осуществление этих путей состоялось только значительно позднее, в начале двадцатого столетия.

 

Основной недостаток системы – мелководье тверцы – шлюзы не смогли устранить, и проблема водного баланса не была решена. С целью повышения уровня воды система была серьёзно перестроена. По р. Тверце в затруднительных местах для судоходства устроены водостеснительныя плотины и улучшен бичевой путь. В частоносте в 20-х годах XIX века были проведены работы в попытках улучшить состояние бечевника. По левому берегу Тверцы дорога была местами выложена камнем. Примерно в это же время и в следующее десятилетие вместо ненадежных и недолговечных деревянных мостков через многочисленные ручьи, впадающие в Тверцу, построены каменные мосты и мостики.

 

Удивительно сколько должны помнить эти камни. Прикоснешься к камню моста рукой и понимаешь что к нему же прикасались другие люди столетие назад.

 

Церковь Преображения Господня в Спасс.

 

Еще один, самый большой мост в деревне Паника. Мосты выполненны в архитектурной технике называемой архивольт (от латнского «обрамляющая дуга») Несмотря на то, что валуны положены насухо, без цементной стяжки, никаких разрушений на нем не имеется.

 

Свой маршрут я завершил у водопада за селом Паника. Удивительной красоты «водопад» образовался при разработке карьера в районе деревни Паника, когда рабочие случайно «вскрыли» подземную реку, протекающую по карстовым полостям.

 

 

Это место было освящено как святой источник в честь Святителя Николая Чудотворца, над ним установлен поклонный крест.

 

Надеюсь фильм будет вам инетерсен, желаю приятного просмотра! Всем удачи внедорог!

ПоделитьсяFacebookTwitterShare