Время летит очень быстро и порой очень быстро стирает с лица земли опечатки событий. Событий очень страшных, повторения которых нельзя допустить. И чтобы их не допустить, надо по крайней мере знать и помнить о них. Этот отчет посвящен экспедиции клуба «Внедорог» в одно из страшных мест современной истории нашей страны – в место под названием Унжлаг (унженский исправительно-трудовой лагерь) – место расположения одного из лагерей сталинской системы ГуЛаг.
Лагеря УнжЛага были основаны в начале 38 года и располагались на границе Нижегородской и Костромской областей. Просуществовали они почти до 60-х годов. Подробнее тут: http://www.memo.ru/history/NKVD/GULAG/index.htm
Выезд был намечен на раннее утро 6 мая. Правда, «праздник последней гайки» у меня затянулся далеко за полночь и вещи пришлось собирать поутру, из-за чего я немного запоздал. Антон «Борт» уже летел за своим УАЗом под Нижний, а Леха Есаул со штурманом Артемом дожидались нас около Владимира. Однако груженый Хавчик оказался не столь прытким, как пустой, и с трудом выжимал 90км/ч, зато дико грохотал оторванной приемной трубой. Уже почти под Нижним встречаемся с Антоном и Андреем и на трех машинах движемся дальше.
В Нижнем в сторону Кирова огромная пробка на мост через Волгу. Движение перекрыто, впереди ДТП. Как говорят дальнобои, там каждый день кто-то в кого-то въезжает и все стоит.
Слушаем переговоры дальнобоев о внутри- и внешнеполитической обстановке России и курсе партии.
Провели почти два часа в пробке. По Р159 через Семенов и Красные Баки едем в сторону Ветлужского и Варнавино. Заправляемся по полной еще на трассе.
До Варнавино хороший асфальт, а после него асфальт сильно разбит. Хотя я уже тут ожидал грейдер.
Варнавино оказалось большим поселком. Чуть дальше в следующей деревне остановились полюбоваться прекрасным видом на заливные луга реки Ветлуги.
Долго фотографируем, делаем общее фото (в 2 захода).
Проезжая очередное поле, замечаю сидящую там ниву. Тормозим, из нивы вылезает дед, бежит к нам, голосит «помогите».
Антон съезжает в поле, цепляем трос. В ниве на всю катушку орет музыка, чувствуется, деды там навеселе. Вытягиваем ниву назад.
Встаем на ночевку в сосновом лесу недалеко от дороги.
Слева направо, четыре имени на "А": Артем-Антон-Алексей-Андрей.
А всего было 6 А (я (Алексей) и Андрюха Отшельник). Вот как однако бывает!
Антон жарит шашлык из мяса и готовит мясо и рыбу.
"Позвольте предложить Вам руку и ..мясо".
Вот такие рыбы "водятся" в лесах Нижегородчины.
Препарирование
Кулинарно-рыбацкие истории - "а глаз во какой был!".
Естественно, злоупотребляли. Говорят, некоторым даже слышались женские голоса.. я не в курсе, отвалился спать после тяжелой дороги.
Утром снова в путь по дороге, по-прежнему разбитый асфальт. За Антонихой сворачиваем по указателю «стеклозавод» в сторону Красного луча – и здесь асфальт. Стеклозавод уже разгромлен.
Закупаемся водой и яблоками в сельпо, заливаем воду в колодце и проезжаем деревню насквозь.
Деревня готовится к празднику.
По пути у Лехи Есаула отвалился джек, благо Антон ехал позади и подобрал его. Шикарная песчаная дорога уходит в лес.
Сдуваем шины на всякий случай и вперед.
За Андрюхой надо следить,он так и норовит спустить шины в ноль.
Поначалу едем на заднем приводе. Чуть дальше начинают попадаться мелкие лужицы. К сожалению, пропустили нужный поворот и поехали дальше по дороге. А она начала забирать не туда. Но рассчитываем, что все таки она завернет в нужную сторону, едем дальше. Начинают попадаться засады посерьезнее, огромные промоины в песке.
Дальше размокшая глина, с трудом, но все едется. Решаем, что пора свернуть на просеку и попробовать идти напрямик. Просека явно когда-то было узкоколейкой – прямая как стрела и в низинах сделана насыпь.
Преодолеваем мостик, за ним по краям дороги валяются какие то артефакты в виде старой кровати, каких-то бочек и остатки барака.
Андрюха идет в пешую разведку – увы, просека в нужном направлении заросла, но хуже всего, что мост прогнил. Увы, придется вернуться назад.
Возвращаемся несколько километров назад и находим нужную отворотку на трек. Едем по высокой насыпи бывшей узкоколейки, дорога отличная, чувствуется, что тут ездят регулярно, ни завалов, ни веток. Но местами мокро и колея.
Вот и первая засада – небольшой ручей. Большого моста уже нет, только остатки опор торчат из земли. И над ручьем есть небольшой настил из бревен.
Три богатыря.
Немного чиним мостик.
Перебираемся без проблем.
Вот и своротка к ОЛП26, подходит под острым углом. Едем по высоченной насыпи, слева и справа тянется болота. Но проехали недалеко – уперлись в речку Туниха. С огромного откоса крутой спуск вниз.
А внизу размешанная глиняная чача, за ней собственно брод, а за ним снова чача.
Перспективно. Промеряем брод – чуть ниже пояса. Правда Артем забрал чуть в сторону и ухнул по телепузики целиком в воду. Надо быть начеку.
Андрей принимает водные процедуры.
Постановочные кадры
Спускаюсь с горы, чачу прохожу на лебедке.
Прыгаю в брод – волна брызгает аж до капота. Первому идти страшновато – непонятно, что с дном, глубиной и т.п. А тут еще Хавчик начал дымить из-под капота сизым синим дымом. Ну, думаю, хлебнул фильтром (шноркель-то есть, но вот сливное отверстие на фильтре до сих пор не успел заделать). Но оказалось, что это дым из оторванного у коллектора глушака. Вода в салоне, но сиденья пока не залило. Закидываю морду повыше и начинается долгий процесс лебежения.
Выбираюсь на сухое, потом снова штурм чачи и вот я уже на противоположной стороне на насыпи. Это только на словах все быстро, а реально ушло около часа.
За мной стартует Есаул.
Ждем Леху на другом берегу. Я, пока ходил, разбортировал сапог - с трудом вытащил.
Андрюха пьет пиво и комментирует происходящее, все время повторяя "инерции мало, инерции". И любимое "недотравились".
Первую часть Есаул тоже проходит на лебедке и ныряет в брод. Но из брода лебедка уже не тянет, даже через блок.
Как выяснили потом, она подключена к заднему АКБ, а он не заряжался и полностью высосан.
Практически готовое фото для будущего календаря за май.
Пытаемся вытащить Леху.
Все штурмана задействованы на спасработах - действуют очень слаженно.
Пришлось развернуть хавчик и через сложную систему блоков и удлинителей вытягиваю Лёху из брода. Пока тянул, Хавчик разбортировался.
Компрессором сажаем колесо обратно. Антон чуть быстрее проходит брод на лебедке, шестерка довольно быстро тянет его.
В итоге на преодоление брода ушло 4-5 часов. Но надо признать, брод был непростой из-за раскисшей глины, и я думаю, что не всякая котлета смогла бы пройти его без лебежения.
Едем дальше по узкоколейки. Снова небольшой ручеек. Я отлебедился, Леху затаскиваем на тросу.
Уже начинает смеркаться, въезжаем в «расколбашенный лес». Как выяснилось позже, тут ездит шишига черных копателей и все перемешивает.
Но на редкость неплохо проезжаем этот расколбас.
Антон где-то приложил УАЗ об дерево: "вот теперь уаз на уаз похож". "А грунта-то нет вообще".
Есаул перекинул провод лебедки на передний аккумулятор и стал способен лебедиться самостоятельно. Правда, при этом у него начали выгорать основные предохранители, но это ерунда.
Вскоре уже стоим на поляне, рядом с установленным крестом.
Немного прошли в глубь леса и обнаружили там брошенную шишигу без номеров, но на ходу.
Внутри нее генератор и инструмент, но никого нет поблизости. Повсюду все перекопано и валяются груды вытащенного из земли металла. Разнообразные изделия, много деталей то ли от тракторов, то ли от паровозов.
Мы же решили вернуться немного назад и встать на ночевку – дорога отняла очень много времени. Вечером Антон сварил чудную уху из леща и под пиво мы съели по несколько порций.
На следующий день уже посветлу снова вернулись на место лагеря в надежде найти хоть какие либо постройки. Немного не доезжая поляны с крестом обнаружили остатки барака. Судя по трубам и крепежам под баки, возможно это была баня или врачебный барак. Слишком уж далеко он располагался от места, где были выкопаны железки. Но никаких намеков на зону нету – ни колючей проволоки, ни решеток – ничего.
Снова подъехали к кресту, сделали групповое фото. Крест - единственный знак, говорящий о том, что здесь был лагерь.
Хочется поблагодарить Нижегородский клуб за установку креста, чтобы люди знали и помнили.
Долго ходили по полянам вокруг, везде разбросаны железяки. То поршни, то колодки, то еще какие-то неясные ржавые железяки. Рядом с шишигой около дерева откопана огромная металлическая плита, но не поднята, не сдвинута. Трогать не стали – нехорошо ворошить чужое. В общем, никаких явных следов лагеря мы не обнаружили. Да еще солнечная теплая весенняя погода и щебетанье птиц вокруг никак не соответствовали тем страшным событиям, которые происходили в этом месте много лет назад.
Валяется много остатков аккумуляторов.
Решетка - пожалуй единственный лагерный атрибут.
Были предположения, что отверстия проделы в банке чтобы использовать ее в качестве примуса.
"ЗМЗ - двойной ресурс". Шутка.
Пора в обратный путь, едем тем же маршрутом. Кстати, шишига приезжала явно по другой дороге, примерно на треть расстояния от лагеря отходит накатанная дорога в лес, но судя по картам, ведет она в другом направлении. Вообще дорог, точнее, просек великое множество. Многие заросли, но по многим вполне реально проехать.
Брод проходим уже проще – пошли напрямик, минуя одну из чач. Правда, на выходе все равно пришлось полебедиться.
Лехин уазик уперся в какие-то бревна и даже на лебедке не мог вылезти.
Штурмана за работой - вид с заду.
Гинекологические операции по извлечению бревен из говна.
"Учитесь, салаги, а то всю жизнь ключи подавать будете".
Приходится крепить стропу высоко на сосне, чтобы поднимать морду вверх, иначе не лезет.
В реке видны опоры старого моста. Поразительно, что в воде они хорошо сохранились.
Андрюха ушел по пояс в грязь - "полштурмана".
"Ленин на броневичке".
Вот такая высокая насыпь - с обоих сторон заболотка, а по насыпи сухо.
Вернулись на основную узкоколейку, далее мы планировали уходить в Костромскую область. Тут мы простились с Антоном и Андреем - им надо вернуться домой через Нижегородскую, крюк через Костромскую слишком большой.
Едем вперед по насыпи, через небольшие ручейки перекинуты мостки. Вскоре вновь подъезжаем к той же речке, моста тоже нет. Но русло узкое, правда берега крутые, дно - вязкий песок. Прыгаем в брод, встаем в распор между берегами. Выбираемся на лебедке. За мной прыгает Леха, тоже лебедится и тут раздается волшебный звук в лебедке... бзынь - и все: мотор крутится, но лебедка не тянет. Что-то порвали. Обидно, но дальше ехать в одну лебедку вряд ли стоит - неясно, что наш ждет впереди. Тем более что и насыпь дальше заросла, видимо, дальше брода редко кто ездит.
Разворачиваю Хавчик, чтобы тянуть Леху обратно. Кстати говоря, развернуться на насыпи даже на короткой 70-ке не везде удается, приходится искать площадку. Спускаясь обратно к реке, зацепляюсь за пеньки и вырываю тросик ручника. И глушитель, хотя его мы возможно оторвали еще раньше.
Через два блока и удлинитель по сендтракам затаскиваем УАЗ обратно на берег. Сам тоже на лебедке перебираюсь обратно
Немного обидно, что не смогли пройти намеченный маршрут, что ж, возможно, будет повод вернуться. Лес и места очень понравились: глушь, есть масса дорог, хоть и труднопроходимых, красивые сосновые боры.
Возвращаемся обратно на место первой ночевки, пробуем найти подъезд к реке, но безуспешно. Зато находим чудную поляну, где и ночуем.
Еще одна неприятность обнаруживается в Уазе - пропал заряд. Леха с Темой
шаманят под капотом - меняют реле регулятор, но безуспешно.
Утро Уазовода.
Утро тойотовода.
Держим путь обратно, снова через Варнавино.
По рации узнаем, что под Нижним опять огромная пробка через мост. Антон прислал смс, что они стояли 5 часов в пробке. Решаем что, поедем в объезд через дамбу в Заволжске. Сворачиваем с трассы, снова Леха ищет зарядку под капотом.
Предохранители регулярно выгорают, мотаем проволочку.
"Зарядка, ау"
Чета нету зарядки.
Успешно проезжаем по дамбе на другой берег, но попадаем таки в пробку. На сколько она тянется, неясно. По карте видим дорогу напрямик на М7 через несколько деревень. Сворачиваем туда. Поначалу хороший асфальт, но в последней деревне упираемся в размешанную широкую дорогу по полю. Пробуем - садимся. Узнаем у местных, говорят, что ездят по ней на уазах, но счас мб мокро. Что ж... если ездят на уазах, значит мы должны пройти.
Сдуваемся и едем.
Я не знаю, какие уазы у местных. Но в первой же луже Хавчик ныряет по капот - вода заливается на лобовое. Внутри все екнуло... Но к счасью удалось выбраться из лужи своим ходом.
Леха, посмотрев на это, объехал лужу по другому берегу.
У меня еще заранее закрались некоторые сомнения, куда может вывести эта дорога. Ибо я помнил, что вдоль М7 около Нижнего тянулся какой-то полигон. Так и оказалось - выперлись к воякам. Но никаких запрещающих табличек нет, значит едем.
Немного колючки за эту поездку мы все-таки пофотографировали.
Ну а дальше мы поехали через минные поля, через артиллерийский полигон, в объезд каких-то связистов и в итоге долго и нудно разговаривали на КПП, чтобы нас таки выпустили. К счастью, все обошлось и через какой-то армейский город мы выбрались на асфальт. А дальше долгая нудная пилежка по асфальту до Москвы. Нудная для меня, но возможно не для Лехи, которому пришлось ехать на аварийке без света, чтобы экономить АКБ. Токо фонарик на кенгурине освещал ему путь.
Track Log - 07.05.2011 11:22:13
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии