История Сибирского тракта

Дата поездки
10 июл 2018
Регион поездки

Настало время прикоснутся к истории. Собственно вся идеи экспедиции посвящена прохождению Сибирского тракта. В сети с одной стороны очень много упоминаний о тракте, с другой нет никакого подробного ресурса. Есть даже проект Сибирский тракт, там есть отдельные интересные описания  но целостной картины нет. Именно поэтому я решил отправиться в единственный уникальный музей Сибирского тракта в городе Дебесы.


Еще уникальность музея Сибирского тракта состоит в том, что он находится на пересечении двух веток дорог – южной, которая шла из Москвы, и северной, которая шла из Санкт-Петербурга. Именно от сюда ветки соединялись и тракт шел одной единой веткой в Сибирь и на Дальний восток.

Хочу поблагодарить всех сотрудников музея которые оказали очень теплую встречу и отдельно эксурсовода Анастасию за потрясающе интересную экскурсию.

Я заснял все на видео и скоро выложу целиком всю экскурсию по ммузею. А пока текст с фотографиями.

Музей был создан в 1991 году, в очень непростое время, но жив и поныне.

Дорога начала формироваться в конце XVI века.
В 1570 год Ермак шел завеоевывать Сибирь и именно с присоединением Сибири начинается формирование дороги. Конечна дорога имела иной вид и состояла из волоков, переправ, пеших тропинок В конце 17 века с  налаживанием экономических отношений с Китаем появилась возможность направлять купеческие обозы и караваны . Обозы тянулись день и ночь. Изначально появилась южная ветка - дорога шла из Москвы (сиреневая ветка) через местечко Верхотурье и далее спускалась на юг на Тобольск.

В Верхотурье была установлена таможня и купцы должны уплачивать таможенные пошлины. Но купцы организовали дорогу в обход таможни, например вятские купцы прожили путь через Дебесы. Татищев проехал маршрут через Казань и Дебесы и Пермь и в своем докладе Петру 1 указал что именно такой путь более целесообразен. Но сделана дорога была только при Елизавете. И в Верхотурье таможня была упразднена.


 В конце 18 века Екатерина издала указ о создании северной части дороги.

Екатерина внесла большой вклад в обустройство дороги.В частоности членом Российской акдемии наук, архитектором  Николаем Александровичем Львовым был предложен ряд проектов, которые были воплощены в жизнь при Екатерине II. Так как дорога имела функцию почтовой дороги , Львов предложил устанавливать почтовые станции через  каждые 25-30 км по типовым проектам.

Здесь можно поменять лошадей. Станционный смотритель заслышав звон колокольчика, установленного в подупряжи лошади, готовил лошадей на смену. Те н было затрат на смену лошадей. Ранее до введения этой системы письма из центра в Сибирь отправлялись раз в 4 месяца, а после сначала раз в неделю и даже раз в 3-4 дня. Частным лицам было запрещено иметь подобные колокольчики, можно лишь иметь бубенчики. Смотритель по звуку определял кто едет.
Рядом со станциями строились здания для ночлега и  трапезы.  По всей дороге устанавливались верстовые столбы через каждую версту. На протяжении всех 10 тыс км.

Во времена Екатерины по краям стали высаживать березы – зимой дорогу не так сильно заносило, а летом можно отдохнуть в тени берез.
На тракте использовали лошади вятской породы. Они были лучше других приспособлены к тяжелым условиям перевозки – неприхотливы и выносливы.
Дорогу строили крестьяне, живущие  окрестности. Это была своего рода повинность – в весеннее летний период они должны были поддерживать дорогу, засыпать ямы, укреплять гати. Фрагмент полотна дороги в различных местах.

вот такими вязанками мостили гать.


По указу Александра 1 ширина дороги на всем протяжении долна составлять 10-15 метров. Плюс еще 10 метров по краям, чтобы осушать полотно. И само полотно должно было быть покатым по своей форме.  И уже после канав высаживались березы.
Помимо почтовой и торговой функции дорога являлась еще и дорогой каторжников.

В музее представлены оригинальные кандалы, которые местные жители нашли у себя в огороде.

Шли круглогодично, большими группами, и мужчины и женщины. Ночевали в избах крестьян.

Чтобы исключить общение , была введена этапная система. Группа конвоя водила каторжников по маятиковой системы этапирования. От этого пошла фраза «доставить живым или мертвым» - если каторжник умирал на этапе его тело доставляли на сверку. В пути каторжники находились от года до двух.
Что кается самого села Дебесы, то большую роль в его развитии внес Чернышевский – он способствовал созданию первой школы в селе.

Помимо Сибирского тракта музей рассказыает и о истории Дебес и окружающей местности. Один из памятников природы неподалеку - гора Байдурезь.


Древние удмурты верили, что гору Байгурезь оберегает добрый дух, заботящийся обо всех, кто живет поблизости. С ним связана одна из версий происхождения названия «Байгурезь»: «гурезь» означает «гора», а Бай – имя охраняющего ее духа. По другой версии, Байгурезь может означать «немая гора», и связано это с легендой о богатом мельнике, его дочери и глухонемом юноше, который отважился попытать счастья и, чтобы стать мужем красавицы, поднялся по крутояру на самую вершину горы, где обрел дар речи.

Чуть позже я заехал на эту гору,но ракурс съемки не передаст всю красоту места.

Удмурты были язычниками, и основной профиль был земледелие: животноводство, собирательство,  пчеловодство. Макет кузнецы..

Особое почитание у удмуртов было у медведя. Медведь был своеобразным священным животным - чтобы мальчик стал мужчиной он должен был принять участие в охоте на медведя.

В Дебесах была построена уникальная Троицкая церковь, прект которой был выкран у проезжающего по тракту архитектора.

Еще одна незаурядная личность - знаменитый самозванец Серафим Соловецкий, провозгасивший себя святым, родился в Дебесах. Он провозгласил себя последним русским царем Михаилом Романовым. Но впослдствии был посажен в Соловки, где общался с церковными служителями, но выйдя из тюрмы провозгласил себя патриархом Соловецким.

Впрочем другие лихие люди тоже не оошли эти места. В окрестностях Сибирского тракта орудовала не одна банда.

Надо сказать что не всем крестьянам нравилось жить у тракта. Часть уходила глубже, новые наоборот приходили - в результате происходило смешение и культур и даже языков.

В заключении еще раз всем рекомендую посетить этот музей в Дебесах .

Всем удачи вне дорог!

ПоделитьсяFacebookTwitterShare